ГОЛУБЫЕ ЛИМАНЫ
Одноэтажные домики прячутся в густой зелени деревьев. Липы, акации, ивы разрослись так густо, что кажется ты идешь не по территории туристической базы, а пробираешься сквозь молодой лиственный лес. И лишь бетонные дорожки, окаймленные бересклетовыми бордюрами, напоминают, что все здесь создано руками человека.
Так оно и есть. Еще в конце 60-х годов эта северная окраина Прнморско-Ахтарска была гола и пустынна. Только ветер вздымал клубы ракушечной пыли, да морская волна, рассыпаясь брызгами, подмывала неустойчивый берег. Но усмирен ее разбойный характер тяжелым бетоном, высокими волноломами. Теперь смирившееся море намывает у берега чистый ракушечно-песчаный пляж.
Прямые асфальтированные дорожки тянутся по турбазе с востока на запад и выходят на просторную набережную. Днем здесь многолюдно. Одни купаются, другие загорают, третьи сидят на берегу с удочкой. Многие предпочитают активный отдых на веслах. Водная станция базы насчитывает более 25 лодок, а спрос на них еще больший — ведь отдыхает здесь в основном молодежь. Да и люди пожилого возраста не прочь пройтись по сверкающей глади лимана, за веслом размять плечи.
Турбаза «Лотос» пользуется большой популярностью. Особенно много заявок поступает теперь, когда она стала принимать родителей с детьми. Для ребятишек здесь приволье: мелководное море, обилие тепла и солнца, заботливые воспитатели.
«В 1979 году,— пишет из города Каменск-Уральский Свердловской области Ю. И. Фомичев,— я с семьей отдыхал на вашей турбазе. Нам всем очень понравилось и обслуживание туристов, и организация отдыха. В этом году нам хотелось бы приехать опять…»
Таких писем много. Полюбилась турбаза «Лотос» многим. С первых шагов гостей окружают здесь вниманием и заботой.
На турбазе имеются летний кинотеатр, танцевальная площадка, отличное кафе, различные киоски.
Туристам предлагаются четыре плановых и два неплановых экскурсионных маршрута. В их числе экскурсия по городу, поездка в нерестово-выростное хозяйство, посещение города-героя Новороссийска.
Во время экскурсии по Приморско-Ахтарску туристы знакомятся с историей города. Посещение Вечного огня, историко-краеведческого музея, нового жилого микрорайона, промышленной зоны раскрывает перед ними прошлое, настоящее и будущее города. С интересом задерживаются экскурсанты у бронекатера № 124, установленного на берегу моря недалеко от центральной усадьбы рыбколхоза «Заветы Ленина». Это судно прошло славный боевой путь от Сталинграда до Вены. Первым в 1943 году катер с десантниками ворвался в Ахтарский лиман, обрушив огонь на позиции врага.
А на восточной окраине города гости рассматривают взметнувшийся в небо краснозвездный истребитель. Кажется, пройдет мгновение — и самолет взлетит в небо, оставляя за собой быстро тающий след. Это памятник первому испытателю реактивных самолетов, уроженцу станицы Бриньковской Григорию Яковлевичу Бахчиванджи, погибшему в 1943 году при испытании новой реактивной машины.
Так уж повелось, что житель города, села или хутора в первом же разговоре с гостем обязательно назовет самую видную достопримечательность родного места, памятное событие, но с особой гордостью поведает о прославленном земляке. Разве не гордятся в Белоглинском районе своим прославленным арктическим летчиком А. В. Ляпидевским, а новороссийцы — заслуженным летчиком-испытателем В. К. Коккинаки. А все мы кубанцы разве не испытываем гордость, что наша земля вскормила космонавтов В. В. Горбатко и В. И. Севастьянова.
И жители Приморско-Ахтарска хранят в своих сердцах светлую память о замечательном земляке, летчике-испытателе Григории Яковлевиче Бахчиванджи.
Родился Григорий Яковлевич в станице Бриньковской, но ахтарцы считают его своим. Гришу видели на улицах города мальчишкой, встречали в начале тридцатых годов курсантом. В гимнастерке с голубыми петлицами, в фуражке пилота он выглядел подтянутым и стройным, но уже тогда волевой, целеустремленный взгляд выдавал в нем чкаловскую собранность, чкаловский взлет души.
Сейчас, когда имя Бахчиванджи известно всей стране, многие в Приморско-Ахтарске гордятся знакомством с этим прославленным человеком.
С 1931 года Григорий Бахчиванджи — в рядах Красной Армии. Небо влекло его с детства. Он заканчивает сначала техническое, а потом летное военное училище. Работает летчиком-испытателем. Уже сама должность говорит о многом. Держать в руках штурвал еще не испытанной в воздухе машины дело не легкое. Такое доверяют мастерам высокого класса, сочетающим в себе законченный профессионализм, выносливость и храбрость.
А потом началась война. Враг рвался к стенам столицы. Фашистские стервятники все чаще появлялись в небе Москвы, но путь им преградили краснозвездные соколы. Капитан Бахчиванджи оставил испытательный полигон, пересев на боевой самолет. Менее чем за год на его счету 65 боевых вылетов и десять сбитых вражеских самолетов.
В начале 1942 года в одном из конструкторских бюро под руководством В. Ф. Болховитинова заканчивались работы над созданием реактивного самолета БИ-1. Подходило время испытаний, и Григория Яковлевича отзывают с фронта.
Майский день 1942 года запомнился ему навсегда. Советский истребитель с реактивным двигателем, оставляя за собою в небе белую полосу, с невиданной скоростью пронесся над уральским аэродромом. За штурвалом нового самолета сидел Григорий Бахчиванджи. Этой первой реактивной машине суждено было стать родоначальницей наших сверхзвуковых воздушных кораблей.
Бывший председатель Государственной комиссии по испытанию БИ-1 В. С. Пышнов, ныне профессор и доктор технических наук, так рассказывал о том памятном дне;
«Уже были выполнены пробежки и подлеты, установлена на борту контрольно-записывающая аппаратура, детально проработаны задание и график полета. Летчик верил в машину, мы — в мастерство и самообладание летчика. Не было только погоды. Снег с дождем шли, не переставая, почти неделю. Но к вечеру прояснилось. «Можно начинать»,— предложил Бахчиванджи. Даю разрешение на вылет… но когда летчик вместо привычной команды: «От винта!» предостерегающе крикнул: «От хвоста!» —к горлу подступил комок.
Быстрота, с которой самолет оторвался и с крутым набором устремился в небо, поразила. Восхитило и хладнокровие летчика. Но вот погас факел ЖРД. БИ-1, выписав заданную кривую полета, коснулся земли, закончив пробег. Все это заняло несколько минут. Однако каждый понимал, что стал свидетелем полета в будущее…»
Потом были полеты — второй, четвертый, пятый… В седьмом набрана невероятная для того времени скорость — 800 километров в час.
Это был последний полет капитана Бахчиванджи. Его жизнь оборвалась на тридцать пятом году, но он сделал так много для нашей авиации, что по праву считается первым разведчиком реактивной эры и память о нем нетленна. От первых реактивных взлетов путь пролегает в космос.
…На турбазе разработано и несколько многодневных туристских маршрутов. Но самым интересным из них считается автомобильно-пешеходно-лодочный, дающий право на получение значка «Турист СССР».
Лиманы, лиманы, лиманы… Они серебрятся то огромными чашами, то извиваются протоками и гирлами. Тишина здесь первозданная. Только камыш шумит на ветру, да с тихим плеском уходят под воду нырки.
Маршрут этот особенный и, пожалуй, единственный на нашей кубанской земле. Тщательно разрабатывали его сотрудники турбазы «Лотос». Необычен он тем, что сочетает движение на автомобиле, пешком и на лодке.
Выйдя из автобуса у прудового хозяйства рыбколхоза «Октябрь», туристы, забросив за спину рюкзаки, идут пешком по берегу канала, соединяющего лиманы Ахтарский и Карлык. От лимана Карлык начинается путешествие по воде — самое интересное — по Чапаевскому гирлу к хутору Садки и дальше на плантацию индийского лотоса.
Тихо скользит днище по узким извилистым протокам, сжатым густыми стенками камыша. Кажется, отстань от флотилии лодок —и не выбраться из этого запутанного лабиринта. Справиться не у кого. Кругом безлюдье. Только чайки с шумом проносятся над головой да шлепаются в воду лягушки.
Сколько здесь непуганых болотных обитателей! Вот из хвоща выглянула буровато-серая мордочка енота, рядом в разводье мелькнула коричневая спинка ондатры. Неутомимо трудятся рыболовы-пеликаны, заглатывая мелкую рыбешку. Кружится над болотистой равниной камышовый лунь, зорким глазом высматривает добычу. И замолкает шумное племя туристов, очарованное этой первозданной красотой.
А лодки идут все дальше, туда, где поднялись над восковыми зеленовато-сизыми листьями окаймленные нежно-розовыми венчиками бутоны индийского лотоса. И кажется издалека, что нет здесь никакого лимана, а опустился на водную гладь догорающий розовый закат, да так и застыл, остался навеки.
Сотни и сотни людей не устают восхищаться этой чарующей красотой, вспоминая добрым словом профессора Троицкого, высадившего когда-то на пустынном приазовском лимане неповторимое чудо природы.
А потом остановка на территории Приморско-Ахтарского охотничьего участка. Здесь в музее собрана замечательная коллекция птиц — обитателей Приазовских плавней. Кроме туристов, эти места ежегодно посещают около 6 тысяч человек — рыболовов, охотников и просто любителей природы. Здесь под наблюдением опытных егерей они могут побродить с ружьем или посидеть с удочкой в тишине камышовых зарослей.
— Для гостей у нас созданы все условия,— рассказывает начальник участка,— в их распоряжении небольшие домики, где можно не только переночевать и приготовить пищу, но и хорошо отдохнуть. Кроме того, на периферии имеется 9 охотничьих пунктов со всем необходимым инвентарем. Территория хозяйства большая — 72 тысячи гектаров. Половина из них приходится на лиманы. По самым скромным подсчетам ежегодно на нашем участке бывает не менее 250 тысяч единиц разной водоплавающей птицы. Это своего рода заповедник, и охота здесь строго регламентируется…
…Все обойдут, все осмотрят любопытные туристы, и долго еще, возвратясь в место сбора, вспоминают эпизоды этого удивительного путешествия. И не поэтому ли у ночного костра рождается так много новых песен?!
Особенно довольными остаются рыбаки. А среди туристов их много. Где еще для рыбака откроется такой простор, такие возможности! И не столько наваристая уха, сколько спортивный азарт снова и снова влекут сюда рыболова-любителя. Покидая турбазу «Лотос», они с ней не прощаются. Уже с весны получает администрация их письма. А просьба одна — хотелось бы снова сюда приехать. Но., несмотря на то что база постоянно расширяется, мест не хватает.
—Вначале турбаза ежегодно принимала по 260 человек,— говорит директор А. М. Грузда,— сейчас разовый прием превышает 560 человек, но всех желающих все равно обеспечить не можем. Особенно усилился приток отдыхающих после того, как несколько лет назад мы начали продавать семейные путевки. Для родителей с детьми это очень удобно.
—Впереди нас ожидает большая работа,— продолжает рассказ директор.— Ведь уже в начале одиннадцатой пятилетки мы должны одновременно принимать более 700 человек. Подготовка к этому началась давно. На экскурсионно-туристском маршруте построены приюты с пунктами питания. Оборудуются лодочные станции. На базе намечено построить две финских бани-сауны. На приюте «Кар-лык» будет пруд площадью в 35 гектаров. Зарыбленный, он станет прекрасным местом для туристов-рыболовов. На территории турбазы строится новая двухэтажная столовая на 720 посадочных мест. Первая очередь на 300 мест уже вошла в строй. Имеется стоянка для автотуристов. Готовятся проекты на многоэтажные жилые корпуса, которые заменят теперешние деревянные домики. Перспектива у базы большая. Советское государство уделяет огромное внимание организации отдыха трудящихся. Недаром в одной из статей Конституции СССР, представляющей гражданам право на отдых, есть отдельный пункт, говорящий о том, что, кроме всех других благ, это право обеспечивается «…развитием массового спорта, физической культуры и туризма».
Турбазу «Лотос» мы покидали утром. Как раз возвратилась из пятидневного пешеходно-лодочного похода очередная группа туристов. Старший инструктор «сбивался с ног». Ведь нужно все проверить, организовать, устрожить. Этот момент интересен. Предстояла встреча очередной группы. Тут и поздравления, и шуточные речи, и песни, и пляски. Путешествие заканчивалось веселым праздником туристов. И это не «рядовое мероприятие». Это уже устоявшаяся добрая традиция.
Бегут годы, сменяются поколения, а с ними меняется и облик древнего города на берегу Ахтарского лимана. Heкогда грязные улицы покрыты асфальтом, на месте ларей и лавочек выросли магазины. Прекрасные школы, библиотеки, дворцы культуры и клубы — все для советских людей. Растет и хорошеет Приморско-Ахтарск — город рыбаков, строителей и хлеборобов.
2,963 просмотров всего, 1 просмотров сегодня