Какие тайны хранит «Редант»?

КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНИТ «РЕДАНТ»?
На юго-западной окраине станицы Новоджерелиевской, у реки Кирпили, находятся остатки древнего поселения довольно внушительного по размерам. Вас удивит своей красотой открывающаяся с его территории панорама реки и окружающей местности. Местные жители называют его «Редантом» и этому сооружению уже более двух тысяч лет.

По всей Кубани разбросаны тысячи курганов. Одни из них уже совсем неприметные, затерявшиеся среди бескрайних кубанских полей. Они давно распахиваются, и можно предположить, что в недалеком будущем следы их совсем сотрутся с поверхности земли. Но есть среди них такие большие, что даже, по прошествии нескольких тысячелетий, они удивляют своим величием и красивым местом расположения.
Все курганы можно разделить на две группы (хотя это разделение весьма условное), одни из них были насыпаны над захоронениями и являлись местом погребений тех народов, которые когда-то кочевали в наших степях. Другие курганы – большие по размеру – это остатки древних поселений, их на Кубани называют «реданты». Трудно представить, но некоторые из курганов являются современниками первых египетских пирамид и храмов! В 1847 году капитан Фалькенгаген заметил на Ахтарской косе «разбросанные старинные сомкнутые строения, именуемые «туземными редантами», как-то: Охтарский, Острый, Терноватый и прочие». Он сделал совершенно правильный вывод о том, что «реданты свидетельствуют об определенной населенности и быть может даже важности этого места в прошлом».

Кто же их насыпал, и когда это было? Как они выглядели в прошлом? Ответы на эти вопросы дают современные археологические исследования.
В 1983 году, на втором отделении совхоза «Приазовский» (с. Пригородное), учеными Ленинградского института археологии были произведены раскопки одиннадцати курганов, которые протянулись цепочкой вдоль правого, высокого берега реки Кирпили. Далее – в направлении от с. Пригородного к дамбе, ведущей к хутору Редант. Курганами их можно назвать с натяжкой, т.к. самому высокому было полтора метра, а самому низкому всего 10 см. Ученые должны были исследовать селище раннего железного века, однако разведка показала, что культурные остатки поселения полностью отсутствуют. Они были уничтожены при ремонте дамбы в 80-е годы 20 века, когда грунт брался непосредственно с самого городища. А до этого, в течение многих лет, там брали глину для совхозного кирпичного завода. Теперь мы никогда не узнаем, кто и когда там жил. Получается, мы сами себя обокрали.
Все раскопанные курганы содержали 114 погребений различных культурно-исторических периодов: от эпохи ранней бронзы до меото-сарматского периода. Две трети захоронений приходятся на период бронзового века, в том числе: ранней бронзы (III-II тыс. до н.э.) – 17 захоронений (14,9%); средней бронзы (II-I тыс. до н.э.) – 58 захоронений (50,9%); поздней бронзы (1000-700 г.г. до н.э.) – 5 захоронений (4,3%).

Бронзовый век на Кубани начался около пяти тысяч лет назад, когда совершенствования металлообработки и гончарного ремесла привело к серьезным изменениям в материальной культуре, хозяйственной и социальной жизни людей. Усовершенствовалось оружие: кроме лука и стрел, появились копья с бронзовыми наконечниками, мечи и кинжалы, праща. Изготовление утвари, оружия и орудий труда привело к началу специализации ремесла. Основными видами занятий населения Приазовья и Северного Кавказа были скотоводство и земледелие (с использованием быков в качестве тягловой силы), хотя свое значение сохраняли охота и собирательство. Распространяется примитивное ткачество. В хозяйственной деятельности была четко выражена половая специализация: мужчины занимались скотоводством, земледелием и металлургией, а женщины – гончарным и ткацким делом. Это, в свою очередь, привело к изменениям в социальном строе. Уже к концу бронзового века у большинства народов господствовал отцовский род, хотя на Кавказе еще были сильны некоторые элементы матриархата, включая ведение родства по женской линии. Погребения свидетельствуют о наличии полового и социального неравенства. В этот же период возникли и первоначальные формы рабства, источником которого служил, вероятно, плен.

По археологическим данным, люди проживали в небольших поселениях, включавших несколько патриархальных семей, сообща занимающихся хозяйством. Несколько отцовских родов составляли племя. Существовали и более крупные объединения – союзы племен. Сохранившиеся остатки неукрепленных поселений на плоскости говорят о том, что племена контролировали определенную территорию и защищали ее от набегов соседей.
В эпоху ранней бронзы территория региона была населена носителями различных археологических культур. Северо-западную и центральную часть Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, обширные степи Приазовья – племена ямной культуры. Названия этой и позднейших культур южно-российских степей бронзового века отражают наиболее распространенную и определенную эпоху конструкции погребальных сооружений. Яма, катакомба и сруб, что соответствует ямной, катакомбной и срубной культурам, последовательно сменявшим друг друга. Другие культуры (например: майкопская) названы по территории, где были обнаружены памятники данной культуры (поселения, могильники).

Эпоха средней бронзы связана со значительными миграциями населения. В начале 2 тыс. г. до н.э. Приазовье заселили пришедшие с запада племена катакомбной культуры, широко распространенной от Поволжья до Приднепровья. Местное население было частично уничтожено, оставшаяся его часть была ассимилирована.
В эпоху поздней бронзы обширные территории Кубанских степей были заняты племенами срубной культурно-исторической общности, генетически восходящей к ямной культуре, пришедшими из района Поволжья и относительно быстро перешедшими к оседлому образу жизни.
Ямная культура (2700-2100 г.г. до н.э.), была распространена в степных пространствах от Урала до Днестра. В числе 17 захоронений, обнаруженных при раскопках курганной группы Приазовская 1 и относящихся к периоду ранней бронзы, восемь принадлежат древнеямной культуре. Сегодня для более точной ее характеристики используется термин «культурно-историческая общность», в которой выделяют несколько территориальных вариантов. Основу хозяйства племен ямной культуры составляло скотоводство, однако часть населения занималась земледелием. Свое название культура получила по типу погребений, которые представляют собой ямы с насыпанными сверху курганами. В могильники умерших помещали в скорченном положении (на спине с подтянутыми ногами), тела посыпались охрой (красной краской органического происхождения). Инвентарь погребений представлен круглодонными сосудами со сложным шнуровым орнаментом, разнообразными изделиями из кремня и кости. Металлические изделия встречаются относительно редко, так как металл по-прежнему являлся дефицитом, его привозили извне, в основном из районов Кавказа. Имущественная дифференциация по погребениям ямной культуры не прослеживается.

Расцвет катакомбной культуры пришелся на 2000-1300 г.г. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. Тесно связанные с населением Центрального Кавказа, носители катакомбной культуры выступали распространителями важных достижений передовых древневосточных цивилизаций. Огромную роль в этом сыграл колесный транспорт, широкое распространение которого относится к этому времени. Катакомбные погребения, обнаруженные в с. Пригородном, представляют собой особые подкурганные сооружения – катакомбы. Захоронений такого типа найдено 27, причем в первом кургане их было шесть. Катакомба состояла из входной ямы, в одной из стенок которой вырывалась камера, куда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь. Отверстие в камеру закладывалось деревом или камнем, а входная яма засыпалась. Важной характерной чертой для определения катакомбной культуры являются сосуды, предназначенные для сжигания ароматических веществ (курильницы).

В эпоху поздней бронзы (середина 2 – начало 1 тыс. до н.э.) территория Приазовья осваивается пришедшими из Поволжья племенами срубной культурно-исторической общности. Однако основной ареал их распространения находился немного севернее территории нашего района, за рекой Бейсуг, из всех погребений, найденных у с.Пригородное, только одно срубное. Пришлые племена срубной культуры уничтожали местные поселения. Значительно изменился их погребальный обряд: от совершения захоронений в деревянной яме, укрепленной деревянной конструкцией (срубом) к простым грунтовым ямам, иногда укрепленных камнем. Однако другие элементы обряда, в том числе положение умерших, состав погребального инвентаря оставались неизменными. Металлические изделия разнообразной формы и назначения (топоры, кинжалы, серпы, медные клепаные котлы) изготавливались из металла кавказского и уральского происхождения. С племенами срубной культуры связаны находки кладов, состоящих из различных бронзовых изделий. В конце существования срубной общности появились формы вещей, развившиеся впоследствии у скифов. В погребениях позднего периода также находят железные орудия (в основном, ножи).

Современные археологические исследования позволили установить, что если первые курганы над захоронениями начали насыпать примерно 5 тыс. лет назад, то самым старым «редантам» в нашей местности примерно 2200 лет. Тогда по берегам Кирпилей и лиманов, ею образованных, поселяется группа меотских племен, которые начинают возводить свои поселения, протянувшиеся цепочкой от современной станицы Роговской до города Приморско-Ахтарска. Со 2 века до н.э. по 2 век н.э. существовало, как минимум, 22 поселения. Интересно то, что ни севернее, ни южнее или восточнее таких поселений не обнаружено. «Виной» всему, конечно же, река Кирпили, которая, как писал в середине 19 века И.Д. Попко, «пробегает лучшую местность степи и в некотором расстоянии от моря наполняет лиман Кирпильский. Болотистая, покрытая дремучим камышом полоса, связывает с этот лиман с Ахтарским заливом Азовского моря. Прекрасна здесь весна, отраден летний вечер. Это цветная лента на угрюмом челе степи. Высокие берега реки усеяны курганами, выше которых нет

Владимир Винокуров, историк-краевед.

5,615 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Комментарии запрещены.