Как место для порта искали

Как место для порта искали  1847г.

Совсем недавно в Приморско-Ахтарске искали место для строительства порта, ведь после распада СССР основными портами на юге России стал Новороссийск, который не в состоянии справиться с возрастающим грузопотоком. Выход видится в реконструкции действующих портов, а также в возрождении малых портов Азовского моря. Дискуссии велись о том, где строить порт – на берегу Ахтарского лимана или севернее города, чтобы не нарушить экологическую обстановку в курортном городе.

Порт просто необходим, так как с его возрождением наш район возродится в экономическом отношении, это и рабочие места для наших жителей, и поступления в бюджет района. Многие ахтарцы, даже и не подозревают, о той значительной роли порта в жизни города, которую играл он в прошлом. Вот, как говорится, свидетельство из «глубины веков».

Из протокола заседания горсовета города Приморско-Ахтарска, Славянского отдела, Кубчеробласти. Под председательством т. Тарасова, при секретаре т. Пошивайло. 9 марта 1924 г.

На повестке дня вопрос: «О расширения границ Ахтарского порта» Докладчик Тарасов указал, что если оставить порт в тех границах, в которых он утвержден заседанием Совета, то порт развиваться, и существовать не будет. Намеченные планы в отношении постройки мола, чистки канала ковшами нереальны за отсутствием территории, последний будет закрыт, что поведет к совершенному упадку в промышленном и экономическом отношениях города и создаст большую, против существующей безработицу.

Постановили: Вопрос расширения границ территории Ахтарского порта – государственной важности, т.к. с возрождением такового, последний явится главным подсобным пунктом Новороссийскому порту, по переправе сельскохозяйственных продуктов на внешние рынки. Что даст возможность производить переброску продуктов усиленными темпами и приведет к скорейшему укреплению нашей хозяйственной мощи с одной стороны, развитию промышленности и изжитию безработицы с другой. А посему:

1)  План порта .. .утвердить.

2) Просить НКПС (Народный Комиссариат путей сообщения), в
самом срочном порядке приступить к очистки канала, с таким расчетом,
чтобы к предстоящему сезону была проведена его очистка, и водный путь
был полностью восстановлен.

Кроме того, просить также приступить к укреплению берега, отпустив на это специально ассигнованные суммы».

В 1924 году «отцы города»9 старались возродить порт, который, как они считали, и государству принесет выгоду и вернет зажиточную жизнь поселению. Но обстановка в стране изменилась коренным образом, на первое место встала политика, а уже потом экономика, да и заграничная торговля стала монополией государства.

Однако вернемся в уже такой далекий от нас, 1847 год. Именно зимой 1846-1847 гг. начинаются поиски бухты для строительства войскового порта. Первоначально претендовали четыре бухты.10

  • Очаковская, в настоящее время ее не существует. А находилась она на оконечности Ейской косы, где последняя раздваивалась, образуя глубокую бухту. Эта коса являлась собственностью помещика П. Сарандинаки. Его приятель, неаполитанский вице-консул Яков де Росси, усиленно старался свои идеи претворить в порт, надеясь на благодарность приятеля.
  • Ясенская коса и Бейсугский лиман, но после исследования этого места в начале июля 1847 года, ее признали «вовсе неудобной для учреждения порта».
  • Ейская коса и
  • Ахтарский лиман.

Задача была поставлена серьезная, Наказной атаман Черноморского казачьего войска дает распоряжение прикомандированному к штабу Черноморского казачьего войска  картографу капитану Фалькенгагену побывать в означенных местах и составить карты бухт и описания прилегающей к ним местностей.

Эти уникальные документы сохранились в фондах государственного архива Краснодарского края. Вместе с топографом, на Атарскую косу поехал коммерсант Посполитаки – войсковой старшина, керченский грек, брал на откуп меновые дворы, винную монополию, рыбные промыслы, солеварни, мануфактурную торговлю и пр., крупный коммерсант, уплачивал в год в войсковую казну до 50 тысяч рублей откупных, был связан со спекулянтами и контрабандистами. Имел рыболовные заводы в Бейсугском лимане, на Ачуевской косе, поэтому был заинтересован в устройстве порта именно в Ахтарском лимане, ближе к своим владениям.

В мае 1847 года они побывали на Ахтарской косе, проехали по территории современного Приморско-Ахтарского района, обо всем увиденном они рассказали в своих рапортах. Искали они, как уже говорилось, удобную бухту для строительства порта, который должен был «преподавать жителям Ставропольской губернии и войска Черноморского новые средства к успешному и выгодному сбыту за границу произведений их сельского хозяйства и тем самым способствовать развитию всех отраслей промышленности в этом крае…».

К тому времени Черноморское побережье еще не было завоевано, там до 1864 года, шла кровавая, изнурительная Кавказская война. Оставалось мелководное Азовское море, на восточном побережье которого, как мы уже знаем, наиболее подходящими для строительства порта считались Ахтарский и Ейский лиманы. Первый рапорт от подполковника Посполитаки.

Отправился на Ахтарскую косу с капитаном Генерального Штаба Фалькенгагеном, для соображения на месте с какими удобствами или невыгодами может быть сопряжено устройство там пристани. Внимательно исследовал с ним на месте все обстоятельства, необходимые для сего дела. Имею честь доложить, что:

1-е) Значительные ближайшие поселки к Ахтарской косе: от юго-востока – станица Новоджерелиевская, от востока – Бриньковский поселок, а от юга – Новонижестеблиевская станица (в настоящее время это станица Гривенская). От станицы Новоджерелиевской до Ахтарской косы полагают 45 верст, но между ними по пути есть несколько домов хуторами поселенных на небольшой речке Сенгели, вытекающей из гирла Бейсугского лимана. Дорога от ст. Новоджерелиевской до самой косы хоть идет глухой степью, но во всякое время удобна потому, что лежит на местах возвышенных и богатых обильными кормами. Почти посредине прерывается речкою Сенгели, и на всем протяжении не имеется ни болотистых низменностей, ни ериков, которые могли бы затруднить путь в дождливое или ненастное время. От Бриньковского поселка до Ахтарской косы полагают около 25 верст, между ними дорога гладкая, тянется по высоким берегам моря. Кормами богатая и во всякое время удобная. Земля здесь плодородная и весьма способная к хлебопашеству…, отлично родит всякого рода хлеб и лен, но по малому народонаселению хлебопашество еще неразвито, от местных жителей для опыта взял я пробы тамошнего хлеба и льна, которые при сем имею честь представить.

Грунт тамошней земли, по моему замечанию, имеет большое сходство с грунтом таманским. Природа вообще роскошная, а климат очень здоровый, лихорадки и прочие болезни, так свойственные вредному климату Земли ‘Черноморской, здесь, по уверению жителей, бывают изредка.

На земле, находящейся между Ахтарской косою, Сенгильскими хуторами, Бриньковским поселком, как местом привольном для зимовки рогатого скота, овец и лошадей, от разных станиц устраиваются зимовники, где отрываются копани (колодцы), из коих поют скот и сами люди довольствуются водой. Вода вообще годна к употреблению, бывает частично пресною, но если попадается и солощавая, то всегда здоровая.

От Новонижестеблиевской до Ахтарской косы полагают около 35 верст, дорога между ними также удобная, кормами и пресною водою обильная. Берега от Ахтарской косы до Бриньковского поселка высокие, песчаные и во многих местах обрывистые. Возвышенность берегов оканчивается собственно близ Ахтарской косы, а отсюда они скатом понижались и отсюда же все низменности начинать получили свое начало.

Близь самой косы к югу находятся соляные озера, а к западу, по низменности, рыболовные места до Ачуевской косы и ст. Новонижестеблиевской.

На Ахтарской косе есть небольшой, так называемый Ахтарский поселок, заключающий в себе вместе с рыбными заводами около 15 домов. Жители пользуются здесь колодячей (т.е. колодезной), несколько солощавою водою, по утверждению их, очень здоровою водою, в которой и при большом стечении народа при гребке соли и ловле рыбы недостатка не бывает как для самих жителей, так и для рабочего скота.




От Ахтарской косы, на восток по дороге к Бринькову, в 3-х верстах образовался против песчаного обрыва небольшой скат к южной стороне, называемый «Шамраева балка», от которой на север и до обрыва, составляющего берег моря, будет около 3-х верст. На этой балке поселилось около 8 домов, которые пользуются в изобилии из колодезей, пресною, вкусною и здоровою водою. На этом месте без всякого стеснения для рыболовных заводов можно поселить 1000 душ мужского пола станицу, которые, судя по плодородию и обширности неисчислимых довольствий, никогда не смогут ни других стеснять, ни сами в строгих стеснениях быть.

2-е) Между Ахтарскою и Ачуевскою косами рукавами впадают воды моря, которые составляют превосходную бухту, с трех сторон защищенную материком, весьма удобную для нагрузки каботажных судов, поднимающих от 5 до 10 тыс. пудов, и спокойную для стоянки и зимовки. Ихь ширина бухты от 2 до 3 верст, длина ее около 5 верст. Глубина ея от берега Ахтарской косы на 1/4 версты 2 аршина и больше, на 1/2 версты – от 2 до 3 аршин, на 1 версту от 3 до 4 аршин. Если устроить пристань на 50 сажень от берега могут баркасами нагружаться свободно и успешно принять все грузы в бухте этой. А мелкие суда могут пристать вплоть к пристани. Фарватер для хода судов просторный, без отмелей… всегда почти одинаковый и всегда удобный. Это соответствует Бердянскому заливу, лежащему на противоположном берегу моря.

От Ахтарской косы до Керчи ходу по-прямой беспрепятственно… 110 вёрст. Сюда нередко привозят из Керчи камень соль на каботажных судах. Без затруднений, даже в дурное время, выгружаются и загружаются рыбою, которую вывозят в порты Керченский и Мариупольский. Из Ростова так же доставляют сюда на каботажных судах нить, бечеву и прочие материалы, необходимые для рыболовства, а так же из потребности случаем хлеба.

Пристань эта перед Ейской косой ить есть то преимущество, что из оной суда идут прямо в Керчь и другие порты Чёрного моря, как, напротив, при рейсах из Ейской косы надобно прежде обогнуть Долгую косу в середину Азовского моря… на сто верст а потом полных полуоборотом на юг следовать в порты Черного моря, что невозможно при одном штиле или ветре.

3-е) Выгоды от устройства пристани на Ахтарской косе, несомненно, важны вообще для Кавказского и Черноморского края. По центральному положению от границы Черномории, близости ее к Керчи и Мариуполю и великому множеству рыбы, тут же вылавливаемой и отправляемой за границу. От Ахтарской косы до ближайших границ Кавказской линии, помимо проложенной дороги около 90 верст, транзитное сообщение везде удобное, идет по возвышенным местностям без всяких натуральных преград. Богатых и обильными кормами, пресною и здоровою водою.

Из Кавказского края, так изобильного превосходною пшеницею, может доставляться пшеница для вывоза за границу, маслобойных семян, отчасти кожи, сала и прочих местных произведений. А из Черномории во множестве кожи, сало, шерсть, отчасти хлеб и маслобойные семена. Нет сомнения, что при постоянном сбыте за границу хлеба и различных произведений хлебопашества и посевы семян маслобойных могут значительно увеличиться, это будет новая, богатая и основательная промышленность Черномории.  

Не один сбыт местных продуктов и товаров составит интерес жителей Кавказа и Черномории. Они могут на место в Ахтарях привозить для продажи разные материалы и набирать рыбы, доставлять в войсковые магазины соль из Ахтарских бугров – такое колесо оборотов составит общую выгоду народу и товары войску.

С вероятностью можно полагать, что здесь торговля скоро может получить правильное направление и развиться до общей промышленности. Причем нет причин опасаться недостатка выявленных потребностей, ибо… природа так щедро расточает дары свои…

Съемку Ахтарского  берега и бухты доставит к Вашему Превосходительству капитан Фалькенгаген». 3 мая 1847 г.

Ахтарский залив…списать

Вашему вниманию предлагаются выдержки из рапорта капитана Фалькенгагена. Приводить рапорт целиком нет смысла, так как оба они во многом повторяют друг друга. Однако капитан сумел подметить кое-что такое, что упустил Посполитаки: это и бурты войсковой соли, и особенности расположения и устройства колодцев, и старинные курганы и городища.

Ну и разве не удивителен тот факт, что до сих пор выращивается упоминаемая Фалькенгагеном Арнаутка – яровая пшеница, очень богатая клейковиной? Оба рапорта дополняют друг друга и дают более полную картину Приазовья середины XIX века.  Из рапорта Фалькенгагена:

Следы плана Ахтарской косы, снятого Фалькенгагеном (а в деле он отсутствует), были обнаружены в Тбилисском архиве. Видимо, план был отправлен Кавказскому Наместнику Графу Воронцову в Тифлис, а после того, как Ахтарскую бухту забраковали, документы сдали в архив г. Тифлиси.

«…Самое прибрежье занято Ахтарским поселком, имеющим 14 домов, при которых находятся склады войсковой соли в буртах (до 600 пудов.), добываемой с прилегающих здесь Ахтарских соляных озер, рыбных заводов, которых считается 9, и в окрестностях этого прибрежья, на впадине, называемой Шамраевой балкою, находится пять хуторов.

Колодцев имеется при Ахтарском поселке 8, которые построены почти в одну линию параллельно берегу. В окрестностях еще 7. Вода добывается на глубине 3-х аршин, несколько солощавая и для новоприбывшего вкусом неприятна, но здоровая и так изобильна, что во время гребки соли несколько тысяч людей со своим рабочим скотом достаточно удовлетворяются. Вырываемые же глубже колодцы дают воду горьковатую и более соленую. Воздух здесь здоровый и благоприятный.

Разбросанные старинные сомкнутые строения, именуемые туземными редантами, как-то: Ахтарский, Острый, Терноватый и проч., свидетельствуют об определенной населенности, и быть может даже важности этого места.

Жители занимаются рыбной ловлей; гребкой восковой соли и доставкой оной в разные пункты. Скотоводством, общим всей Черномории, хлебопашеством, где с успехом произрастают все рода хлеба, в особенности лен, а из пшеницы – Арнаутка».

«Удобством этой бухты может служить то, что в 1833 году во время всеобщего голода в Черномории доставляемая по распоряжению наместника Кавказского князя Воронцова из придунайских провинций пшеница на судах значительной величины была выгружена на этой пристани». 11 июля 1847 г. Екатеринодар.

Следующий документ в этом деле написан в канцелярии начальника гидрографического Черноморского депо. Заголовок на листе плотной белой бумаги – «Ахтарский залив», а ниже дается краткое описание залива и этого места, перечисляются отрицательные факторы:

«Склад войсковой соли и заготовление рыбы в больших количествах привлекают сюда промышленников на каботажных лодках, но трудности в продовольствии (по малонаселенности), совершенный недостаток в пресной воде и неудобства погрузки по неимению пристаней, удерживают их от частых посещений этого залива. Жители поселка принуждены привозить воду из хутора за 7 верст; в колодцах же вода солено-горькая.. .».

Основываясь на вышеизложенном, в левом верхнем углу имеется размашистая надпись «списать», сделанная красным карандашом. А 23 марта 1848 года появляется Указ Николая I «Об учреждении города Ейска и открытии порта у Ейской косы».

Вот так, в середине XIX века наши Ахтари могли стать Войсковым портом, подвела вода, точнее, отсутствие хорошей питьевой воды на Ахтарской косе.

4,389 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Комментарии запрещены.