История Приморско-Ахтарска

История Приморско-Ахтарска

Станица Приморско-Ахтарская утверждена в 1854г. как п. Ахтарский из казачьих хуторов при Ахтарском лимане; в 1878г. п. Ахтарский причислен к станице Бриньковской Ейского отдела Кубанской области; в 1891 году вместе со ст.Бриньковской перечислен в Таманский отдел; в 1900 году преобразован в станицу Приморско-Ахтарскую; в 1922-1926 годах — город Приморско-Ахтарск; с 1926г — снова станица; 11 января 1949 года вторично преобразована в г.Приморско-Ахтарск.

Приморско-Ахтарск является центром Приморско-Ахтарского района. Город расположен в северо-западной части Краснодарского края в Приазовско-Кубанской равнине на побережье Азовского моря. Основной фон составляют карбонатные предкавказские черноземы, в южной части района распространены плавнево-болотные солончаковые почвы.
Главной дорожной магистралью района является государственная дорога Краснодар-Приморско-Ахтарск. Железнодорожная ветка Тимашевск-Приморско-Ахтарск является действующей, название ж/д станция: «Ахтари».
Площадь территории района составляет 2503.6 кв. км. Численность населения района составляет 60.9 тысяч человек, в том числе: городского 32.7 тысяч, сельского 28.2 тысяч человек.

История города уходит в далекое прошлое.
Со взятием Петром I в 1696 г. крепости Азов путь в Азовское море был открыт, но Черное море оставалось недоступным, а восточное побережье Азовского моря оставалось занятым враждебными ордами ногайцев. Обеспокоенная падением Азова Турция стала спешно укреплять Азовское побережье. В тесном содружестве с ногайцами турки строят в устье р. Протоки крепость Ачуев, а ногайцы на побережье моря строят сильную крепость под названием Ахтар-Бахтар (на месте нынешнего Приморско-Ахтарска). Местом для крепости они использовали возвышенность древнего городища.

Во время войны с Турцией 1739 г. на Кубань по побережью Азовского моря было послано 30-тысячное русское войско, под командованием генерал-лейтенанта Дебриллия. Русские войска встретили упорное сопротивление со стороны ногайцев. Крепость Ахтар-Бахтар была окружена с суши и подоспевшей русской флотилией с моря. Крепость была взята. Ногайцы бежали в глубь Кубанских степей. Дальнейшему продвижению русских войск помешала сильная буря (18 сентября 1789 г.), во время которой вышедшее из берегов море залило окрестности, от чего сильно пострадали русские войска.

При устройстве Суворовым второй линии укреплений по крепости Ахтар-Бахтар возник Ахтарский редут, в котором была размещена русская береговая охрана. С продвижением русских в глубь Северо-Западного Кавказа этот редут потерял значение и на его месте возникло небольшое рыбацкое поселение. В 1793 г. черноморские войсковые старшины забрали в свое ведение все рыболовные места по Азовскому побережью. На месте Ахтарского поселка образовался казачий курень Ахтари, который вскоре вырос в довольно большую станицу Приморско-Ахтарскую. Быстрому росту станицы способствовало проведение к ней железной дороги из Екатеринодара.

Приморско-Ахтарский узел стал центром рыболовецких угодий. Здесь добывалась наиболее ценная рыба — рыбец и шемая, а зимой широко практиковался подледный лов судака.
С развитием рыбного промысла на Азовском побережье в Приморско-Ахтарскую прибыло много иногородних, которые в своем большинстве становились батраками у рыбопромышленников. С 1880 г. действуют порт и таможня. В 1884 году сооружается пристань с деревянным пирсом, а через пять лет французский предприниматель Луи Дрейфус открыл в Приморско-Ахтарске контору по вывозу хлеба за границу и начал строить зерновые склады. В 1881 году насчитывалось 2000 жителей, 300 домов и 43 торговые лавки.

Ежегодно собирались две ярмарки: Константиновская (25-30 мая) и Филипповская (10-11 октября). Действовали 3 школы, общество взаимного кредита, товарищество мелкого кредита, общественный приемный покой, 27 хлебных ссылок, 10 хлебопекарен, 138 торговых точек, типография, аптека, лимонадный завод, 3 черепично-кирпичных завода, 3 мукомольные мельницы и 2 маслобойни.

На территории города сохранился бункер, где с октября 1941 года по август 1942 года и с апреля 1943 по апрель 1944 года находился штаб Азовской военной Флотилии под командованием контр-адмирала Сергея Георгиевича Горшкова.
Гордость района — летчик-испытатель первых самолетов с реактивными двигателями, Герой Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи, живший в ст. Бриньковской Приморско-Ахтарского района, А.Ф. Крамаренко в годы ВОВ повторил подвиг А. Матросова.



24,375 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Комментарии запрещены.