ДЛЯ ОБЩЕГО БЛАГА
В январе 1949 года станица Приморско-Ахтарская была переименована в город. С тех пор Приморско-Ахтарск
значительно вырос. Сейчас в нем проживают 37 тысяч человек.
Нет необходимости объяснять, какое место в нашей жизни занимает транспорт. До 1960 года в Приморско-Ахтарском районе дорог с твердым покрытием почти не было. В настоящее время они протянулись по Ахтарской земле на 200 километров. Автотранспортное предприятие города насчитывает в своем парке 60 современных автобусов, которые по 23 маршрутам одновременно перевозят более полутора тысяч человек.
Кроме внутригородских и районных, существуют рейсы на Краснодар, Ростов, Геленджик, Темрюк и в другие населенные пункты. Увеличилось и количество легковых такси.
С 1970 года в городе действует крупная заправочная станция. В автопредприятии построена автоматическая мойка, ее пропускная способность — 40 автомобилей в час.
К городу подходит и железнодорожная ветка. Строило ее еще до революции Кубано-Черноморское акционерное общество. Руководил работами казак из станицы Динской Степан Рябовол, а средства на ее строительство выделял французский хлеботорговец Луи Дрейфус, весьма заинтересованный в скорейшем завершении этой стройки.
Дорога была открыта в 1914 году. Станция Ахтари выглядела довольно солидно. При большом двухэтажном вокзале с кассовым залом находились комнаты отдыха, ресторан и буфеты. Ремонтные работы в железнодорожном депо были рассчитаны на три канавы. Имелись пакгаузы, склады и другие хозяйственные постройки.
Все это было разрушено немецко-фашистскими захватчиками. После окончания войны вокзал и некоторые подсобные помещения построили заново.
В настоящее время грузы со станции Ахтари отправляются во все концы Советского Союза, а также за рубеж. Услугами станции пользуются и’тысячи пассажиров. Грузооборот Ахтарей за каждый год десятой пятилетки увеличивался на 8—10 процентов.
В 1956 году на северо-восточной окраине Приморско-Ахтарска был открыт аэропорт. Вначале он представлял обычное поле, поросшее травой, где стояла небольшая служебная будка. Сейчас здесь вполне современный аэровокзал. Территория заасфальтирована, хорошо озеленена. Служебные постройки утопают в гуще фруктового сада.
Ежедневно самолеты местных линий совершают шесть рейсов до Краснодара и Ейска. Аэропорт обслуживает в год до 8 тысяч пассажиров.
Значительно расширились услуги связи. Автоматическая телефонная станция обслуживает около 1200 абонентов. Сельская АТС — 980. Если до революции газеты выписывали лишь городская дума, контора хлеботорговца Луи Дрейфуса да нескольких частных лиц, то в настоящее время жители района ежедневно получают около 60 тысяч экземпляров различных периодических изданий.
Райбытуправление со своими подразделениями оказывает населению около 500 видов услуг. В городе работают ресторан, кафе, столовые. Гостиница «Волна» с уютными номерами может принять одновременно более сотни гостей.
По сравнению с 1937 годом в десять раз увеличилось количество мест в детских дошкольных учреждениях. Молодые приморскоахтарцы гордятся своим прекрасным Дворцом пионеров. Здесь работают десятки кружков. Взрослое население города обслуживают несколько кино-театров. При Дворце культуры имени Ленина открыт большой спортивный зал. Методическим центром культурно-массовой работы является районный Дворец культуры.
В десятой пятилетке завершен переход ко всеобщему среднему образованию, осуществлен переход на кабинетную систему работы средних и восьмилетних школ. Почти все ученики после окончания восьми классов продолжают учебу в дневных и вечерних классах десятилеток или среднетехнических учебных заведений.
Во всех средних школах осуществляется производственное обучение. Старшеклассники приобретают навыки более чем по десяти рабочим профессиям в межшкольном учебно производственном комбинате.
Усилилась пропаганда знаний через народные университеты, которых в районе около десяти. Их занятия посещают рабочие, колхозники, служащие.
База идеологической работы в районе большая. Достаточно сказать, что здесь 32 Дома культуры и клуба, 8 зимних и летних кинотеатров, 37 киноустановок, 26 массовых библиотек с книжным фондом около 300 тысяч экземпляров. На каждую тысячу жителей приходится 110 экземпляров газет и журналов. Почти на сто тысяч рублей в год продается политической и художественной литературы. Кроме мореходной и автошкол, действуют филиалы Краснодарского медицинского училища, Майкопского деревообрабатывающего техникума и Стародеревянковского сельского профессионального училища. В распоряжении школьников города находятся детские музыкальная и спортивная школы, Дом пионеров.
Большую воспитательную работу ведут члены общества «Знание». Они читают лекции на самые различные темы, перед слушателями выступают знатные люди Кубани, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда.
Частыми гостями приморскоахтарцев бывают и писатели Кубани.
В городе имеются дневная и вечерняя детские музыкальные школы. А Приморско-Ахтарская мореходная школа известна как одно из старейших учебных заведений Министерства рыбного хозяйства СССР. За 35 лет она выпустила около 4000 квалифицированных специалистов для рыбопромыслового флота.
В школе 12 хорошо оборудованных учебных кабинетов, в том числе кабинеты судовождения, электротехники, судомеханический, такелажной практики и другие. На всех морях и океанах трудятся выпускники этого учебного заведения, добывая тысячи тонн рыбы.
В декабре 1959 года в Приморско-Ахтарске открыта автошкола ДОСААФ. Вначале она ютилась в разных неприспособленных помещениях. В 1967 году построен первый учебный корпус. Двухэтажное кирпичное здание вместило 10 учебных классов. Спустя два года вошел в эксплуатацию второй корпус — учебно-административный. В нем разместились: класс технического обслуживания, актовый зал, контора.
За городом на четырех гектарах земли разместился автодром. Автошкола имеет 22 учебных автомобиля различных марок и 23 спортивных мотоцикла. Это учебное заведение готовит профессиональных автоводителей и шоферов-любителей, а также мотоциклистов. Здесь же действуют курсы повышения квалификации водителей. За годы десятой пятилетки подготовлено тысячи шоферов. Школа много лет подряд занимает одно из ведущих мест в системе ДОСААФ. Учебные классы в ней хорошо оборудованы. Имеются электрифицированные стенды. На дорогах нашего края можно встретить сотни водителей — выпускников этого учебного заведения.
В дореволюционное время власти почти не занимались народным образованием. В Приморско-Ахтарске первая школа была открыта в 1890 году в… церковной сторожке. В темной и тесной комнатушке стояло 10 парт. В 1900 году открылись двери новой двухклассной казачьей школы, учиться в ней детям иногородних не разрешалось. В 1898 году на средства, собранные у населения, была построена одноклассная школа, где учились дети неказачьего сословия.
Наконец расщедрились и купцы. В 1912 году на их деньги в станице была построена коммерческая гимназия.
Значительный рост сети учебных заведений стал характерным явлением жизни города в первые годы Советской власти. Государство открыло все пути для расцвета народного образования. Уже в 1925 году в Приморско- Ахтарском районе из 35 тысяч жителей одна треть была грамотной.
Советское государство не жалеет средств на строительство школ. К концу десятой пятилетки в районе их насчитывалось более 30, в том числе 13 средних. Большинство школ размещено в новых зданиях, где детям созданы все условия для успешной учебы. Завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Во всех средних школах осуществляется производственное обучение. Более тысячи старшеклассников приобретают навыки по 10 рабочим профессиям в межколхозном учебно-производственном комбинате.
Неизмеримо повысилась квалификация педагогических кадров. Если в 1937 году высшее образование имели лишь 65 преподавателей, то сейчас их число возросло более чем в пять раз.
В системе партийной и комсомольской учебы работает 36 народных школ, в которых обучается около 2000 слушателей. Усилилась пропаганда знаний через народные университеты.
Огромные перемены произошли за годы Советской власти в области здравоохранения. В 1926 году в Приморско-Ахтарской действовала единственная больница на 30 коек, в которой работало два врача. Она обслуживала жителей всего района. К концу десятой пятилетки только в районной больнице проходили курс лечения одновременно 500 человек. Кроме того, в Приморско-Ахтарске есть две участковых больницы и специальный диспансер. Государственные расходы на здравоохранение за последние 30 лет возросли по району с 6 тысяч до 2 миллионов рублей.
С каждым годом улучшаются условия отдыха. Любимым местом прогулок приморскоахтарцев в вечерние часы стала приморская набережная. Она хорошо освещена, заасфальтирована, озеленена, здесь установлены фонтанчики с питьевой водой. В выходные дни небольшие пляжи, намытые морским прибоем после возведения волноломов, полны народа. Многие выезжают на косы Ачуевскую и Ясенскую, а любители рыбной ловли предпочитают провести выходной в плавнях или на лиманах.
Некоторые предприятия города имеют свои базы отдыха на побережье. Большой популярностью у юных жителей города пользуется детская спортивная школа.
Год от года растет приток так называемых неорганизованных туристов. В период летнего сезона население города увеличивается почти наполовину. Для автотуристов отведен специальный участок побережья с автостоянкой на 200 машин и домиками летнего типа.
Основным местом отдыха для гостей города является турбаза «Лотос», расположенная на берегу моря.
2,581 просмотров всего, 1 просмотров сегодня