Александра Григорьевна Козюпа
Работа для меня – огромное удовольствие»
Многие жители нашего города знают и уважают Александру Григорьевну Козюпа. Пятый десяток лет она работает в Приморско-Ахтарской музыкальной школе, преподает вокал. Сама из станицы Гривенской, где росла, училась, вышла замуж. – Жизнь шла своим чередом, пока однажды, а это было в 1967 году, – вспоминает Александра Григорьевна, – муж не сказал мне: «Тебе надо научиться петь».
Это было настолько неожиданно. «Почему?» – спросила я. «Когда я слушаю радио, говорю сам себе: а ведь моя Саня не хуже поёт», – ответил он. Так что судьбой мне был послан такой муж. Только благодаря ему я имею то, что я имею сейчас. Иначе я не знаю, как бы сложилась моя жизнь. Александра Григорьевна прислушалась к словам близкого человека и стала готовиться к поступлению в Краснодарское музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Станичный баянист помог подготовить репертуар, с которым она отправилась покорять кубанскую столицу.
– На сцене – рояль, в зале сидит приёмная комиссия. Я спела то, что готовила. И тут на сцену вышел Семён Петрович Певзнер, член комиссии, прекрасный музыкант, скрипач. И он распел меня до третьей октавы ноты «до». Как правило, человек оканчивает училище, дойдя до этой верхней границы певческого диапазона, а я с ним поступала учиться. – Окончила училище, в 1973 году приехала в Приморско-Ахтарск. В детской музыкальной школе начала работать с младшим хором. Шестьдесят юных певцов! Боже, как же это было сложно и интересно! Вскоре мы поехали на конкурс и заняли первое место.
Коллеги удивлялись: «Надо же, первый блин и не комом». А всё почему? Я могу передать свои умения детям, – делилась сокровенным преподаватель вокала. У Александры Григорьевны была хорошая возможность поступить учиться в консерваторию, она подготовила прекрасную концертную программу, но неожиданно заболела ангиной, и момент был упущен. – Не судьба, – говорит Александра Григорьевна. – Хотя почему это? Именно, судьба. Ученики, которых у меня очень много, признаются мне: «Если бы не было вас, не было бы и нас». А учеников у Александры Григорьевны и правда много. Есть среди них известные и заслуженные.
Так, Светлана Раскатова окончила музыкальную школу, училище, консерваторию, сейчас живёт в Италии. Владимир Нимченко и Сергей Маньковский – солисты Ростовского музыкального театра, Дарья Кондратенко преподает в Ростове в музыкальной школе. Екатерина Давыдюк – студентка Высшего музыкального училища им. Римского-Корсакова, Алёна Каржонова поступила туда в этом году. Александр Мусиенко – заслуженный артист России. – Саша Мусиенко работал оператором в здешнем ПМК и учился у меня петь. И вот первый академический концерт. Как признавался потом Александр, его до такой степени трясло от волнения, что в голову упорно лезла мысль: «И чего это я тут стою, сидел бы себе в ПМК, кнопки нажимал», – улыбается Александра Григорьевна.
– А надо уметь преподнести себя, уметь войти в образ. И этому тоже учим мы, преподаватели. Учим правильно дышать, как выходить на сцену, как уходить и даже как кланяться. Чтобы артист мог передать замысел поэта и композитора. И для этого, разумеется, нужен упорный труд самого ученика. Тот же Саша Мусиенко: он много и тяжело работал, а сейчас просто перерос меня – своего учителя. Преподаёт в Ростовской консерватории и поет в Ростовском оперном театре. Александра Григорьевна признаётся, что она не сторонница быстрых результатов: – Потому что их просто не бывает. Вот ученик хорошо поёт, в серединке – получается, а до верхних нот ещё не может дойти. Ничего страшного, со временем всё получится. Случается, что некоторые педагоги сразу настаивают на верхних нотах, при этом теряя середину. Но пока нет середины – никто тебя слушать не будет.
И, к тому же, когда человек неправильно поёт, у него на связках образуются узелки, и потом связки уже не так гладко работают. Вот, например, моя ученица Татьяна Фильчакова была студенткой училища и там заработала эти узелки. Приехала ко мне: «Александра Григорьевна, что делать?» «Начнём сначала, – ответила я». И стала готовить её к московскому конкурсу «Романсиада». Мы с ней занимались, отсняли её выступление и отослали в Москву. Татьяна стала лауреатом конкурса, её заметили и предложили перевестись из Краснодара в музыкальное училище при Московской консерватории. Таня окончила сначала училище, потом саму консерваторию, затем аспирантуру.
Сегодня она – известная оперная певица, у неё просто блестящий голос. Александра Григорьевна продолжает рассказ о своих учениках: – Алёна Каржонова пришла ко мне в третьем классе. Такая хрупкая, маленькая. Но очень хотела петь, а волновалась – это вообще не передать. И вот мы с ней медленно-медленно шли. И она поступила в училище. Счастлива ученица, счастлива и я. Всех моих учеников объединяет желание петь. А моя задача, как педагога, направить их усилия в нужное русло, чтобы они смогли закрепить приобретённые навыки и умения. Сорок лет работает А.Г. Козюпа в Приморско-Ахтарской музыкальной школе. Сколько ее учеников сделали музыкальную карьеру! И в этом она видит весь смысл своей жизни. – Что значит работа для меня? Это огромное удовольствие, – мило улыбнувшись, говорит Александра Григорьевна.
Виталий Молчанов.
На снимке: А.Г. Козюпа с ученицей Дарьей Кучма.
6,689 просмотров всего, 18 просмотров сегодня