И зазвонил в Ахтарях телефон

И зазвонил в Ахтарях телефон

Несколько лет назад в школах проводилась олимпиада по кубановедению, один из вопросов звучал так: «Когда на Кубани появилась телефонная связь?».
И было предложено три варианта ответов: 1). 1912; 2). 1908; 3). 1882. Вопрос поставил в тупик. Но вспомнилось содержание телеграммы атамана станицы Приморско-Ахтарской в Таманский отдел от 13 мая 1905 года. В ней докладывалось, что в связи с забастовкой портовых грузчиков и, боясь беспорядков, он вызвал казаков по телефону из Бриньковской и Ольгинской.
Содержание этих телеграмм позволило ответить на заданный вопрос. Но это поставило и не менее интересный закономерный ответный вопрос: если на Кубани телефон появился в 1882 году, то когда же он зазвонил в нашем, Приморско-Ахтарском районе?
18 февраля 1882 года газета писала о том, что в Екатеринодаре начала действовать первая телефонная линия, которая соединила штаб Кубанского казачьего войска с квартирой Наказного Атамана. Линия имела протяженность «в одну версту, четырнадцать саженей и два фута». Телефоном можно было пользоваться только в служебное время, потом он запирался в шкаф. А начало телефонизации Кубани можно отнести к 1894-1895 годам, когда для этого сложились технические предпосылки. Но сначала некоторые факты из истории развития телефона.
7 марта 1876 года Александром Беллом был получен патент на изобретение телефона. 25 июня 1876 года он впервые продемонстрировал свой телефон на первой Всемирной электротехнической выставке в Филадельфии. В 1877 году изобретатель Ваден применил для вызова абонента телеграфный ключ, который замыкал цепь звонка (позднее ключ был заменен кнопкой). В этом же году петербургский завод немецкой фирмы «Сименс и Гальске» начал изготавливать телефонные аппараты с двумя телефонными трубками – одна для приема, другая для передачи речи. В 1878 году русский электротехник П.М. Голубицкий применил в телефонных аппаратах конденсатор и разработал первый русский телефон оригинальной конструкции, в котором было применено несколько постоянных магнитов. В 1885 году Голубицкий разработал систему централизованного питания микрофонов телефонных аппаратов. В 1877-1878 годах Томас Эдисон предложил использовать в микрофонах вместо угольного стержня угольный порошок, то есть изобрел угольный микрофон с угольным порошком. Этот микрофон, практически без изменений, проработал до 1980 года.
А 2 мая 1895 года газета «Кубанские областные ведомости» (далее КОВ) сообщила своим читателям, что в Екатеринодаре открыто «круглосуточное действие городской телефонной стнции», функционирование которой стало возможным с конца 1894 года, после ввода в строй водоэлектрической станции.
Практически только после внедрения всех этих изобретений в повседневную жизнь началась телефонизация Кубанской области.
А когда же зазвонил телефон в Приморско-Ахтарской станице? Раскрытию этой тайны нам здорово помогают газеты. «КОВ» 3 ноября 1896 года публикует статью «Новый отпускной хлебный порт на Азовском море». В ней В. Бабченко рассказывает, насколько быстро развивается хутор Ахтарский и сколько нового появилось за последние четыре года. Это «масса сыпочных хлебных амбаров, приличных, даже двухэтажных домов. Просторная базарная площадь, на которой много магазинов и лавок, на площади образцовая чистота, за порядком следят городовые с полицейским урядником, одетые в общеполицейскую форму. Устроен мост для погрузки зерна, скотобойня, на месте старого базара разводится сквер, имеется два просторных училища: станичное и церковно-приходское, три лесных биржи. Открыт клуб «куда собираются коммерсанты после дневных трудов, вечерами потолковать о своих делах». Имеются хлебные конторы Луи Дрейфуса и Вальяно».
– Однако, – сожалел Ф.Бабченко, – до сих пор нет почтового отделения и телеграфа, «о чем сильно хлопочет местное общество и коммерсанты, уже давно и безуспешно. Здесь время уже открыть банк».
В Государственном архиве Краснодарского края сохранилась переписка Темрюкского отдела с областным правлением и правлением хутора Ахтарского. В декабре 1897 года атаману хутора было направлено предписание следующего содержания: «Бесплатно отвести помещение в хуторе для предполагаемого открытия почтово-телеграфной конторы и поставке средствами хутора 1286 телеграфных столбов». В следующем, 1898 году, в портовом хуторе Ахтари зазвенел телефон, и заработал телеграф.

В Бриньковском музее есть очень интересный экспонат – письмо потомкам от купцов, братьев Варваровых, написанное 5 марта 1901 года. Оно пролежало в земляной насыпи у Бейсугского лимана станицы Бриньковской около 80-ти лет, но неплохо сохранилось, т.к. было запечатано в стеклянной бутылке. Кроме других сведений, купцы сообщили о том, что «в настоящее время здесь есть проволочный телефон от братьев Варваровых до станции Ахтари 33 версты на Ю.З., расположенной на берегу Азовского моря, до дома Луи Дрейфус и К. Хлебный экспорт».
Получается, что к марту 1901 года телефонная линия соединила станицу Приморско-Ахтарскую со станицей Бриньковской, а к 1905 году телефон имелся и в станице Ольгинской.
Наша районная газета «Колхозный Ударник» в 1937 году писала о том, что «радио и телефон входят в обычную культурно-бытовую потребность населения района. Ведь только недавно радио и телефон были сказочной «штукой». Сейчас район превращается в район сплошной телефонизации всех сельсоветов, самый далекий, Лиманно-Кирпильский сельсовет, отрезанный бездорожьем от районного центра, будет в ближайшем будущем связан телефоном. 12 колхозов телефонизированы».
Владимир Винокуров, историк- краевед.

2,335 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Комментарии запрещены.