На степных просторах
Гражданская война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Посевные площади в Приазовье, так же как и по всей Кубани, сократились вдвое. Не хватало тягловой силы, в запущенном состоянии находился инвентарь. Поэтому восстановление сельского хозяйства стало главной задачей Советской власти.
После Великой. Октябрьской социалистической революции земля перешла народу. Сословное деление на казаков и иногородних было уничтожено. Тысячи неимущих бедняцких хозяйств получили землю, в станице создается комитет крестьянского общества взаимопомощи. Отбирая у кулаков излишки хлеба и инвентаря, крестьяне совместными усилиями обрабатывают землю.
В дальнейшем основными формами сельскохозяйственного кооперирования становятся товарищества по совместной обработке земли. В 1929 году в станице Приморско-Ахтарской и прилегающих хуторах их было уже «около десяти: «Красная звезда», «Взаимопомощь», «Путь хлебороба», «Новый путь», «Заря», «Красноармейка» и другие. Это были небольшие объединения, в состав которых входило 10—15 дворов.
В соответствии с решениями партии о коллективизации сельского хозяйства в декабре 1929 года в Приморско-Ахтарской был создан первый колхоз. Он стал носить имя Первой Конной армии. Через год в хозяйство влились переселенцы из Ставрополья.
Огромную помощь колхозу оказал сформированный в 1930 году Ольгинский машинно-тракторный отряд, выделивший на обработку полей колхоза 9 «фордзонов». К весне 1932 года он был реорганизован в Приморско-Ахтарскую МТС. Ее парк пополнился девятью тракторами СТЗ. Важное значение в усилении массовой работы имело и создание при машинно-тракторной станции политотдела.
С первого дня колхоз имени Первой Конной армии столкнулся с огромными трудностями. Хозяйство оказалось громоздким, производственные участки разбросаны по хуторам. При отсутствии хороших дорог и связи оперативно управлять им стало невозможно. Поэтому в конце 1932 года из него выделяется часть земельных угодий и создается сельскохозяйственная артель «Большевик».
В 1933—1934 годах из колхоза имени Первой Конной армии выделяется еще два хозяйства — имени Буденного и имени 8 Марта. Это разукрупнение улучшило возможности руководства производственной деятельностью хозяйств. Одним из важных факторов успешной деятельности коммунистов явилось создание в колхозах партийных организаций.
В результате успешного выполнения планов первых пятилеток сельскохозяйственные артели получали все больше и больше разнообразной техники. Появились жатки, сеялки, культиваторы. В 1940 году колхоз имени Первой Конной армии имел более десятка тракторов и пять машин.
Дальнейшему росту и процветанию колхоза помешала война. Гитлеровские полчища вторглись на нашу землю. Днем 22 июня 1941 года в Приморско-Ахтарской был срочно собран партийно-хозяйственный актив. Деятельность всех организаций и хозяйств переключалась на военные рельсы. В первые же дни в армейские части были отправлены автомашины, гусеничные трактора, специально выделенные повозки и лошади. На фронт ушла значительная часть мужчин призывного возраста. Их место на полях заняли женщины, старики и подростки. Несмотря на отсутствие техники, урожай в колхозе был собран вовремя.Помощь фронту оказывали и рыбаки. Вместе со своими судами они вошли в состав Азовской военной флотилии.
На средства колхозов был сформирован кавалерийский эскадрон. За их счет содержался и военный госпиталь. Женщины шили для фронта теплую одежду. Был создан истребительный местный батальон.
В августе 1942 года немецкие захватчики прорвались на Северный Кавказ. Началась эвакуация колхозного имущества и скота, но дороги были уже перекрыты фашистами и осуществить ее в полной мере не удалось. Партийные и советские активисты, рабочие и колхозники объединились в партизанский отряд под командованием секретаря райкома партии Трофима Михайловича Заборня. Днем и ночью шли работы по созданию линии обороны.
В это время в станице находились 14-й батальон мор¬ской пехоты, которым командовал майор Хлябич, и штаб Азовской военной флотилии во главе с контр-адмиралом С. Г. Горшковым. Фашистские войска превосходили по численности обороняющиеся подразделения в 2—4 раза, и сдержать их натиск наши части не могли.
10 августа 1942 года Приморско-Ахтарский партизанский отряд уходит в плавни, эвакуируются госпиталь и штаб флотилии. После боя оставляют позиции и морские пехотинцы.
Заняв станицу и прилегающие хутора, гитлеровские головорезы начали расправу над мирными жителями. От рук палачей погибли десятки людей. Их жертвой стал и председатель колхоза имени Буденного Иван Трофимович Сапьян. Имущество колхозов и предприятий было разграблено врагом или уничтожено.
Партизанский отряд Т.М. Заборня не раз выходил из плавней и наносил ощутимые удары по оккупантам. Но в отряде находились предатели. С их помощью немцы блокировали партизанскую базу. Пришлось, разделившись на две группы, отступать. Одна из этих групп, которой командовал Заборня, отходила к центральной усадьбе нынешнего совхоза «Приазовский», вторая, возглавляемая комиссаром Мацокнным, отступила к хутору Ульяновскому. Раненный в обе ноги Заборня, а затем Мацокин оказались в руках карателей. После зверских пыток их расстреляли. Но не ушли от ответственности и предатели. Позднее по приговору военного трибунала Северо-Кавказского фронта оба они были расстреляны.
Даже за короткий срок пребывания на приморско-ахтарской земле, оставили фашисты по себе неизгладимую кровавую память. Сожженные заводы, жилые дома, учреждения, тысячи расстрелянных и повешенных, тысячи людей, угнанных в рабство. Только в станице Бриньковской погибло более тысячи человек. В одном из цехов рыбозавода было расстреляно сразу несколько сот новобранцев.
В номере за 1 октября 1944 года газета «Колхозный ударник» писала:
«То, что произошло в станице Бриньковской нашего района, не поддается описанию. Кровь стынет в жилах, когда представишь жуткую картину чудовищной расправы немецких погромщиков над населением…
Захватив станицу, немцы оцепили ее со всех сторон. Ни один человек не мог показаться на улице. Марфа Бутко, 48 лет, возвращалась со степи в станицу. Немецкий танкист направил свой танк на женщину и в упор расстрелял ее из пулемета.
Колхозник Ефим Николаевич Черник, 60 лет, спасал в своем доме восемь раненых бойцов. Их окружили, и они тут же были расстреляны. Старика Черника изверги вывели во двор и уничтожили на глазах у семьи. 75-летняя колхозница Цилинская Екатерина Васильевна за то, что прятала раненых бойцов, тоже была расстреляна. Тринадцатилетний Ваня Никонов перебегал от соседей к своему дому. Его заметили немцы, схватили, подвергли мучительным пыткам, после чего расстреляли.
Жена рабочего госмельницы Елена Строцкая, 30 лет, была схвачена вместе с четырехлетним сыном и расстреляна немецкими офицерами.
Жертвами кровавой расправы стали также колхозники Авраменко Тимофей, 30 лет, Пилипенко Степан, 29 лет, и многие другие…
Людей ловили на улицах, выталкивали из домов, сажали на машины и везли к месту казни. Гнали пешком по нескольку человек, подгоняя прикладами. Стоны и крики стояли над станицей. В сарай колхозника Авраменко С.П. согнали до 50 человек. Потом бросили в сарай ведро с бензином и подожгли. Вопли и крики доносились оттуда. Некоторым удалось выбраться через крышу и выбежать на улицу, но их тут же расстреливали.
На ветряную мельницу немцы свезли до 90 человек. Облитый бензином ветряк был подожжен. Люди сгорели…
Чудовищным пыткам подвергались бойцы и командиры Красной Армии. Их вывезли к птичнику колхоза имени Калинина. Там им выворачивали руки, выкалывали глаза, вырезали на лбу звезды, разбивали прикладами головы. В числе замученных были две медицинские сестры. Гитлеровцы отрезали им груди, вырезали языки и разорвали рты…» Чинили фашисты зверства и в других станицах. Сильно пострадал и Приморско-Ахтарск. Многие старожилы, которым по той или иной причине пришлось остаться дома, до сих пор вспоминают с ужасом те кошмарные дни.
Недолго хозяйничали фашисты в Приморско-Ахтарской. Красная Армия перешла в наступление. Вечером 6 февраля 1943 года рота автоматчиков 1161-го горнострелкового полка подошла к дамбе в районе станицы Бриньковской. В условиях страшной распутицы почти половина личного состава полка вынуждена была тащить на себе орудия и боеприпасы. Завязался тяжелый бой, и все нее к утру Бриньковская была освобождена.
8 февраля батальон майора А. И. Шушарина начал наступление на Приморско-Ахтарскую. В тот же день над станицей было поднято красное знамя. С ликованием встретили ахтарцы своих освободителей.
Но враг не мог смириться с потерями двух важных населенных пунктов. Бриньковскую атаковали немецкие танки. Артиллерийский дивизион майора Шарова встретил врага шквальным огнем. Фашистам не удалось вернуть утерянных позиций. В этом упорном бою погиб командир дивизиона майор Шаров. Свято хранят память о нем приморскоахтарцы. Подвиг бесстрашного офицера отмечен Родиной. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
С первого дня освобождения станицы начались работы по восстановлению разрушенного хозяйства. Государство, несмотря на тяготы войны, оказывало колхозам всестороннюю помощь. Их экономика крепнет, расширяется материально-техническая база, увеличивается машинный парк. Однако мелкие коллективные хозяйства в силу раздробленности не могли в полной мере использовать открывающиеся технические возможности. Колхозники все настойчивей стали выдвигать предложения об укрупнении колхозов. Партия и правительство поддержали эту инициативу.
10 декабря 1950 года на общем собрании сельскохозяйственные артели имени Первой Конной армии, имени Ворошилова, имени Буденного, 8 Марта, «Красное знамя», «Большевик» и «Красная звезда» объединились в один колхоз. Его председателем становится Анатолий Николаевич Катрич. В 1955 году в колхоз имени Сталина влилась сельхозартель «Бородинская». Вторично укрупненное хозяйство стало носить имя Ленина.
Шли годы. Колхоз набирался сил, креп. Те успехи, что казались значительными на заре его существования, сейчас выглядят мизерными. Ныне колхоз имени Ленина — крупное многоотраслевое механизированное хозяйство с огромным машинным парком, с первоклассными животноводческими фермами.
В один из июньских дней автору этих строк удалось побывать в хозяйстве. Был канун уборочной страды. Несмотря на ранний час, здесь уже полным накалом кипела жизнь. На площадке гудели моторы — шло последнее опробование техники перед уборкой колосовых.
Контора колхоза напоминала штаб воинского соединения перед крупным сражением. В кабинетах слышались голоса, звенели телефоны. Специалисты еще и еще раз уточняли план уборочных работ, корректировали сменные графики, порядок закрепления машин за агрегатами, намечали лучшие варианты технического обслуживания.
В этом крупном хозяйстве выращивают и подсолнечник, и свеклу, и кукурузу, но когда вызревают ячмень и пшеница, все участвуют в уборке колосовых.
С секретарем парткома В. Е. Минцем мы едем в шестое отделение, где трудится Вадим Григорьевич Остапов. Справа от дороги волнуется, полощет на ветру густой разлив пшеницы. Радует глаз его ухоженность — ни единой «плешинки», ни единого сорняка.
— Сколько думаете взять? — оборачиваюсь к секретарю парткома.
Он умело обходит вопрос: цыплят, мол, по осени считают, но в глазах его вспыхивает радостный огонек.
И вот мы у Вадима Григорьевича. Его комбайн «Колос» уже готов к выходу в поле.
— Порядок? — кивнул я на агрегат.
— Хоть сейчас заводи,— не без гордости ответил Остапов.
— А сменщик из вашего отделения?
— Нет,— улыбается Вадим Григорьевич,— я на пару с начальством. Уже несколько сезонов на одном агрегате с Николаем Михайловичем Шияньем, колхозным председателем профкома.
— Вы и председатель профкома и комбайнер? — переспросил я.
— А что тут удивительного? Закончил курсы, прошел практику. Моим терпеливым учителем был Вадим Григорьевич, наш лучший механизатор, Герой Социалистического Труда.
— Какова средняя урожайность? — спросил я Остапова.
— Год на год не приходится. Берем и по сорок и сорок пять центнеров с гектара.
40 — 45 центнеров… Я слушал Вадима Григорьевича и невольно в памяти всплывал рассказ старейшего члена колхоза Ивана Филипповича Шелковникова о том, что в 1933 году в хозяйстве получили с гектара по девять с половиной центнеров зерна и считали это неплохим результатом.
Сравнения приходили сами собой. В 1940 году колхоз имел всего 5 автомашин, а к концу десятой пятилетки их более сотни. На полях действует разнообразная техника. На уборке одновременно работает до 55 комбайнов. Только тракторный парк насчитывает 130 единиц. Успешно развивается и животноводство. Основные фонды хозяйства превысили 10 миллионов рублей. Самоотверженно трудятся хлеборобы! Семь колхозников удостоено звания Героя Социалистического Труда, более 400 награждены орденами и медалями. ‘
Неузнаваемо изменились и культурно-бытовые условия хлеборобов. В их распоряжении 5 клубов, столовые, магазины, стадион. В детских садах бесплатно содержатся почти 600 детей. Около 200 членов артели ежегодно получают путевки в санатории и дома отдыха.
С полями колхоза имени Ленина соседствуют земли семеноводческого совхоза «Приморский». Это сравнительно молодое хозяйство специализируется на выращивании семян кормовой свеклы, однако имеет и большой зерновой клин. Из 8,5 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий немногим меньше половины занято зерновыми. Кроме ячменя и пшеницы, здесь выращивается кукуруза, подсолнечник. Весной фруктовые сады одеваются в ароматный наряд цветенья. В белом тумане утопают яблони, розоватым маревом полыхают вишня и слива.
В совхозе крупные свиноводческая и молочнотоварная фермы. Центральная усадьба совхоза находится в стороне от больших дорог. Отсюда с секретарем парткома Юрием Семеновичем Подопригорой мы и отправились во второе отделение высокой культуры земледелия, которое возглавляет Георгий Георгиевич Безрукавый.
Техники в совхозе много. Одних тракторов более сотни. Коллектив механизаторов второго отделения славится большими трудовыми победами. Здесь полностью решена проблема кадров. И в немалой степени благодаря взаимозаменяемости. На комбайн или трактор может сесть и садовод, и звеньевой, и сам управляющий отделением.
Наш разговор с Георгием Георгиевичем переключается на предстоящую косовицу хлебов. К нам подходят механизаторы Славий Мартынов и Виктор Вовк. Молодые, загорелые, они даже своим видом утверждают уверенность в успехе страды. Не раз приходилось им выходить на хлебную ниву и в погожие, и в непогожие дни. Их старание, умение и сноровка известны далеко за пределами совхоза, недаром оба механизатора награждены орденами Трудового Красного Знамени. Оба коммуниста являются инициаторами социалистического соревнования за наивысшие урожаи.
Славия Мартынова знают на Кубани как передового кукурузовода. Член парткома совхоза, он умело ведет за собой молодежь, хороший ее наставник. Год от года получает высокие урожаи кукурузы.
Под стать ему и дояр молочнотоварной фермы Алексей Устимович Курячий, также награжденный за успехи в труде орденом Трудового Красного Знамени.
С отделения возвращались в полдень. Стояла прекрасная погода. Щедрое солнце заливало теплом и светом неоглядные просторы пшеничного поля. Предстоящая косовица обещала богатый урожай.
Есть в районе племенная птицефабрика, названная «Приморская». Она организована в 1977 году на базе г. кубаторно-птицеводческой станции. Здесь откармливает на мясо около 300 тысяч кур и уток в год. Кроме того содержится до 30 тысяч племенных несушек. Цыплята суточном возрасте отправляются на бройлерные фабрики края, которые выращивают их на диетическое мясо.
Маточное стадо племенных кур находится на ферме расположившейся вблизи станицы Бриньковской, на ферме у поселка Ахтарского выращиваются утята. Там имеется откормочная площадка. Инкубаторная станция находится в Приморско-Ахтарске.
Годовой товарооборот предприятия превышает 250 тысяч рублей.
4,071 просмотров всего, 1 просмотров сегодня