Мацокин Иван Гаврилович

 

Мацокин Иван Гаврилович

В 1938 году, когда уже гремела слава колхоза «Красный боец», председателем Приморско-Ахтарского райисполкома становится Мацокин Иван Гаврилович.
Иван Гаврилович Мацокин родился в многодетной семье, которая переехала из города Ейска в станицу Ольгинскую. Здесь они арендовали у богатых казаков землю. Иван закончил 4 класса начальной школы, а 1916 году попал на империалистическую войну, на русско-турецкий фронт. Там получил тяжелое ранение. В госпитале познакомился с большевиком, и оказался способным учеником. Во время гражданской войны Иван Гаврилович был послан на украинский фронт для борьбы с немецкими захватчиками и украинскими сепаратистами.Затем он заканчивает Харьковскую артиллерийскую школу, и его направляют на фронт командиром батареи. В одном из боев так хорошо стреляла его батарея, что командир полка там же, на боевой позиции, наградил его новенькой кожаной курткой. С этой курткой Иван Гаврилович не расставался всю оставшуюся жизнь, в ней и был расстрелян немцами в 1942 году. В самый разгар кровопролитных боев, в 1919 году, красноармеец Мацокин был принят в ряды компартии.В Астрахани командиром эскадрона он прослужил до 1924 года, затем был уволен в запас. По возвращении на родину Иван Гаврилович был избран председателем сельпо, затем – председателем станичного совета в станице Степной, где и работал до 1936 года. С 1938 по 1941 годы он работает председателем Приморско-Ахтарского райисполкома.

За это время были построены: здание СШ№3, где в годы войны был развернут госпиталь, одноэтажное здание поликлиники, открыли Дом пионеров (затем в этом здании размещалась редакция районной газеты), выросло здание Кубрыбколхозсоюза, где после войны была открыта мореходная школа, поставили в сквере памятник В.И. Ленину. Жизнь постепенно налаживалась, становились на ноги колхозы. Молодежь тянулась к учебе, приобретала рабочие специальности. Жизнь изменилась 22 июня 1941 года. В районе была объявлена мобилизация, фронт забирал самых молодых и трудоспособных. В этом году выдался небывало высокий урожай, который предстояло убрать до единого зернышка. Вся деятельность руководителей и населения района была подчинена единой цели: все для фронта, все для Победы. Когда в августе 1942 года фашисты прорвались на Кубань, встал вопрос об эвакуации скота, техники, а в первую очередь людей. Этой работой и занимался до последних дней Иван Гаврилович, а затем – партизанский отряд.

В июле 1941 отряд из 30 человек ушел в плавни, где была подготовлена база. Например, в огородной бригаде колхоза им. Буденого бригадиром Сергеем Ивановичем Ернекянц (1897 г.р.) было спрятано 120 тонн картофеля. А.В. Галясов дал указание спрятать картофель на гряде, где планировалась база партизанского отряда, но Ернекянц доказал, что там высокий уровень подпочвенной воды ( земли – на штык лопаты).

Основные действия партизанского отряда планировались и готовились на момент отступления фашистов. Не все партизаны оказались стойкими. Несколько человек покинули отряд, среди них были предатели. Они выдали немцам партизанские базы, в результате этого партизаны остались без оружия, продовольствия теплой одежды. Начался голод, пошли простудные заболевания. Решено было мелкими группами по 2-3 человека выходить в населенные пункты. Но все они были окружены и схвачены немцами и полицаями. И.Г. Мацокин и П.К. Тимченко смогли добраться в хутор Ульяновский, где надеялись обогреться и отдохнуть. Их выдали полицаи Сигляр, Дроздов и Погорелов. ( Со слов Холиной Людмилы Николаевны 1924 г.р., Приморско-Ахтарск ). Т.М. Заборню выдали полицейские Левченко и Егоров, за что получили от немцев по 100 рублей.

Из воспоминаний Нины Григорьевны Кошевой, которая во время войны работала председателем райсовета Осоавиахима, председателем райкома Красного Креста, начальником штаба противовоздушной обороны. Во время оккупации Нину Григорьевну арестовали, вместе с ней в камере были Кеда Наталья Ивановна, Русанов Яков Апполонович , Перегуда Дмитрий, Чернов, Найда Петр, Кеда М.М., Токарев Петр, Федоров, Бутченко и др. Туда же привезли и партизан: Мацокина И.Г., Станкевич Е., Ефименко Л.И., Смоляк В.К., Якшина, Давидик, Василенко, Сапьян, Пилипенко П.К. и др. Все партизаны были в очень тяжелом состоянии, на них было страшно смотреть. Нине Григорьевне разрешили перевязать Мацокину раненую ногу. Во время перевязки Мацокин шепотом сказал, что отряд предали Байдала и Новиков.

Расстреляли партизан в декабре 1942 года за станицей, в овраге, в районе маяка. Стреляли подло в затылок разрывными пулями. Во время допросов и расстрела все партизаны держались стойко, пощады у врагов не просили. И.Г. Мацокин морально поддерживал товарищей, говорил им, что их гибель не напрасна. Красная армия победит, а палачи ответят сполна за свои злодеяния. Расстрел партизан у маяка наблюдали из зарослей притаившиеся мальчишки. Они все видели и слышали, а позже рассказали представителям вернувшейся советской власти об этом злодеянии. В настоящее время все партизаны покоятся в братской могиле у Вечного огня. Именами Трофима Заборни, Ивана Мацокина, Шуры Горшковой, Нины Яцевич, Александра Галясова названы улицы в нашем городе. 2 сентября 1943 года Центральным штабом партизанского движения за доблесть и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими захватчикам, Иван Гаврилович Мацокин посмертно награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» I степени.

9,239 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Комментарии запрещены.