Стальной долгожитель Кавказа
90 лет назад была проложена линия от Тимашевской до Ахтари
В период с 1875 по 1914 год на Северном Кавказе было проложено значительное количество железнодорожных линий: Тихорецкая – Екатеринодар, Кавказская – Ставрополь, Тихорецкая – Куберле, Белореченская – Туапсе, Екатеринодар – Ахтари, Крымская – Тимашевская – Кущевка и другие.
Одновременно с их строительством велись изыскания и подготовительные работы по созданию новых путей. Основными железнодорожными станциями по отправлению грузов были Ростов, Тихорецкая, Екатеринодар, Армавир, Кавказская.
В начале XX века практически все главные промышленные и сельскохозяйственные центры Кубани слаженно взаимодействовали в ведении хозяйственной, торговой и экономической деятельности. Только в одном Новороссийском порту у причалов швартовались до 400 иностранных и 600 российских судов.
От обеспеченной железнодорожным сообщением Кубани отрезанной оставалась только западная ее окраина – Ахтари, богатая медом, рыбой и дичью, урожаями зерновых и бахчевых культур. Здесь все еще использовался гужевой транспорт.
В 1911 году по решению казачьих общин крупных станиц было образовано акционерное общество «Черноморско-Кубанская железная дорога», которое согласно уставу обязалось построить стальную магистраль в течение трех с половиной лет. Строительство велось на двух участках: Екатеринодар – Тимашевская – Ахтари и Крымская – Тимашевская – Староминская – Кущевка.
В 1914 году строительство дороги замедлилось: дело задерживали два больших моста – через Кубань и Протоку. Мостостроителям с большим опозданием поставлялись пролетные строения и металлические конструкции, которые изготавливались на специализированных заводах. Сталь в это время прежде всего была нужна военным. Но уже в этом году были проложены линии от Тимашевской до Ахтари (протяженностью 78 километров), Староминская – Тимашевская (107 километров) и некоторые другие.
На момент окончания строительных работ на линии были построены паровозное депо Тимашевск, четыре оборотных депо в Краснодаре, Староминской, Крымской и Ахтари. На станциях появились вокзалы, пассажирские и грузовые платформы, склады, а на станции Тимашевской были построены больница и 27 жилых домов.
Руководством акционерного общества была проделана огромная работа, и в 1916 году Черноморско-Кубанская железная дорога была официально открыта.
Ее подвижной состав состоял из 38 паровозов, 550 крытых товарных вагонов, 200 платформ, 25 цистерн, 33 пассажирских вагонов, четырех почтовых и одного багажного. А обеспечивали работу дороги более тысячи специалистов высшего и среднего звена.
Ирина СПИРИНА.
Тимашевская. Газета “Гудок” Выпуск 17.07.2004 г.
3,591 просмотров всего, 1 просмотров сегодня