Виктор Маслов: «Работы наших детей восхищали реализмом»

Через три года Приморско-Ахтарской детской художественной школе исполнится тридцать лет.
О юных талантах и творческих успехах, о традициях и вечном искусстве… об этом и многом другом говорили недавно с директором ДХШ В. Н. Масловым.
— Виктор Николаевич, в самом начале беседы расскажите о таком событии в нашем городе, каким было открытие детской художественной школы.

На уроках ДХШ Маслов В.Н.


— Это была огромная мечта бывшего ее директора Михаила Михайловича Лапшина. Он много лет руководил работой ИЗОстудии во Дворце культуры. Здесь занимались многие городские и сельские ребята, одаренные талантом изобразительного искусства. И вот, наконец, были услышаны пожелания, и 7 сентября 1989 года в построенном на улице Тамаровского, напротив третьей школы, белом особняке, состоялось долгожданное новоселье нашей художественной школы.

— И больше 15 лет ваша жизнь связана с этим учреждением дополнительного образования. Расскажите об этом.
— В 1992 году я учился в вышеназванной ИЗОстудии, где продолжал преподавать Михаил Михайлович. Мечтой было стать студентом Ростовского художественного училища. Михаил Михайлович был его выпускником и, видя мои старания и успехи, он начал целенаправленно готовить меня в это престижное тогда и сейчас творческое учреждение.
Четыре года в училище, потом — ​очная учеба в Санкт-Петербургской академии художеств на искусствоведческом факультете. После окончания академии я вернулся в Приморско-Ахтарск и стал преподавать в художественной школе.

— Какую роль сыграл в вашей судьбе Михаил Михайлович Лапшин?
— С юных лет он был моим учителем и наставником, я считаю его своим вторым отцом. Именно Михаил Михайлович определил мой дальнейший творческий путь. И, по всей вероятности, он видел во мне своего преемника. Лапшин рано ушел из жизни, из-за тяжелой болезни, ему было всего 65 лет. Сколько талантливых художников, искусствоведов, педагогов он вырастил бы еще! А главное, творческих людей!
— Сохраняются в школе память о ее создателе, и традиции, заложенные при Михаиле Михайловиче?
— Сама школа — ​это уже немеркнущая память о нем. И эту память свято хранит педагогический коллектив, ведь большая половина наших педагогов — ​ученики Лапшина: Юлия Святославовна Чирьева, Дина Юрьевна Цыкман, Наталья Александровна Усачева, Елена Юрьевна Пономарева, в том числе и я. Для наших учеников в школе висит стенд, посвященный первому ее директору. На занятиях также рассказываем о Лапшине. Коллективом мы поставили на могиле Михаила Михайловича памятник, близких его родственников в городе нет, ухаживаем за могилой.

— Расскажите о своем коллективе.
— Нас восемь человек, коллектив молодой, креативный, тянется ко всему новому, все единомышленники, за что я всем очень благодарен. Все педагоги с художественным образованием, и свой опыт, знания передают детям, развивают их талант. Для нас, как того всегда желал наш учитель, художественная школа — ​второй дом, также стараемся, чтобы и для детей школа была вторым домом. Нет в нашей школе назиданий, окриков, строгих требований, на первом плане — ​творчество. И мы, и наши юные художники с радостью идем на работу, учебу, и все каждый день учимся. Нет художника без желания работать с мольбертом. Я тоже, как и педагоги нашей школы, с удовольствием отдаю себя творчеству.

— Как мы уже писали, ваши лучшие ученики с большим успехом участвуют в творческих конкурсах, фестивалях. Бывают ли конкурсы для педагогов художественных школ и школ искусств?
— Конечно. В этом году в станице Абинской в течение двух недель для преподавателей проводился пленер. В этом творческом мероприятии участвовали и мы с моим заместителем по учебной работе — ​Светланой Ивановной Шевелевой. Она большой творческий человек. В числе отобранных лучших работ есть и наши. Картины экспонировались в Краснодаре — ​в краевом выставочном зале и в филармонии.

— Виктор Николаевич, что, по-вашему, значит художественная школа для нашего города, района?
— Многое значит. Талантливых детей у нас очень много. И этот талант надо развивать. Школа начинала с 50 детей, в настоящее время их у нас 220, занимаемся, можно сказать, в две смены. У нас нет конкуренции, свою нишу мы заняли. Кружки — ​это кружки, дети оттуда идут к нам. Мы не ставим задачу, чтобы все наши выпускники продолжали учиться дальше в художественных учебных заведениях. Наша задача — ​развивать талант одаренных детей и научить их творчески смотреть на окружающий мир.
С 2013 года в школе реализуется профессиональная программа, срок обучения стал на один год больше: общеразвивающая — ​4–5 лет; профессиональная — ​5–6 лет. Те, кто желает и способен учиться дальше в художественном учебном заведении, готовятся к этому в нашей школе.

Мы гордимся тем, что много наших выпускников стали профессиональными художниками, архитекторами, дизайнерами. Есть они и за рубежом, к примеру, Яна Чурина, наша талантливая выпускница. Продолжая учебу, она проходила стажировку во Франции. Здесь встретила свою любовь, вышла замуж. Сейчас Яна работает в картинной галерее в Париже. Приезжая в Ахтари, обязательно приходит к нам, в родную школу. А те, кто не стал профессионалом, они все же в душе творческие люди, в окружающем мире видят красоту и передают такое видение другим.
Думаю, никто не оспорит, что настоящий художник — ​это большой труд. Таланта одного мало. Поэтому из большого количества желающих учиться в художественной школе мы проводим конкурсный отбор.
Учеба в подготовительном классе также показывает, кто из детей по-настоящему будет отдавать себя творчеству, а для кого это непосильная ноша.

– Есть ли среди ваших учеников семейные династии?
– Конечно. Довольно часто к нам приводят детей мамы, которые учились у нас. Преемственность облегчает работу с учениками. Родители знают правила, они у нас не меняются. Наша школа консервативна. Давно уже стало истиной: чем больше традиций, тем выше результат. Мы верны традиционной школе классического образования, чтобы как можно меньше было экспериментов. Наша добрая традиция: для развития таланта, творческого видения окружающего мира ходим на экскурсии, в походы, организовываем для учащихся увлекательные поездки.

– Насколько известно, вы и ваши ученики стали большими друзьями в Италии.
– Да, мы уже четыре раза ездили в эту удивительную страну. В 2008 году от министерства культуры края участвовали в международном фестивале «Молодежное лето», который как раз проходил в Италии. Наши учащиеся и преподаватели возили с собой свои работы, был отмечен высокий уровень творчества. За рубежом дополнительное образование – частное, и это сказывается на детском творчестве. Там больше прикладное творчество. Наши работы восхищали реализмом, все думали, что юные художники из профессиональных заведений. Это здорово, что в нашей стране продолжается заложенная в советское время академическая, реалистическая школа в искусстве. По приглашению организаторов фестиваля были в Италии еще три раза. Это незабываемо. Объездили с экскурсиями всю северную часть страны. Каждый год во время фестиваля мы также экспонировали свои работы, пропагандировали нашу культуру. Дети еще и рисовали по несколько часов на природе. Итальянцев впечатлял наш свободный творческий процесс. В этом году планируем поехать в Крым, мечта побывать в Ливадийском дворце, увидеть другие удивительные достопримечательности этого полуострова.

– Виктор Николаевич, что, по вашему мнению, главное в деятельности вашего учреждения?
– Мы стараемся высоко держать планку нашей школы, работать без стандартов и шаблонов, иметь индивидуальный подход к каждому ученику. Это основной рецепт профессионализма.
Беседовала Ольга ПОКОС.
На снимке: В. Маслов на уроке живописи.

7,652 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Комментарии запрещены.