Моя судьба – рыбозавод

В нескольких номерах нашей газеты были опубликованы статьи-воспоминания о старейшем предприятии нашего района – Ахтарском рыбозаводе. Существует версия, что этот завод по переработке рыбной продукции, как крупное предприятие, сформировался в станице Приморско-Ахтарской в1936 году, и в нынешнем году ему исполняется 80 лет. Но воспоминания старожилов и архивные документы свидетельствуют о том, что рыбозавод был создан на базе рыбопромыслового пункта в 1925 году. И будь сегодня это предприятие, ему исполнилось бы еще в прошлом году 90 лет.681454641
Но нет его, бурные вихри Перестройки смели его, как и многие другие крупные предприятия в нашем районе. Но ветераны рыбоперерабатывающего производства верят в то, что возродится в нашем городе крупный, со славной историей и традициями Ахтарский рыбозавод. И ниже, по архивным материалам, вспомним историю этого славного предприятия.

ГОДЫ И СУДЬБА РОДНОГО ЗАВОДА
Близость рыбных промыслов: Ахтарского лимана, Ачуевской косы, Бейсугского лимана – давала основу экономики района. Как грибы, росли товарищества, добывающие рыбу.
Вскоре после установления на Кубани советской власти в станице Приморско-Ахтарской создается рыбопромышленный кооператив. К этому времени число людей, добывающих рыбу. Достигло 1500 человек. До создания кооператива рыболовством занимались исключительно единолично. Рыбаки имели свой парусно-гребной флот. Продавали улов частным скупщикам, часть рыбы солили.

Весной при массовом лове в станицу наезжали скупщики-просолы со всей России и Украины. На подводах везли в Ахтари зерно, муку, сухофрукты, шерсть, лес и другие товары. Рыбаки, не имея холодильных установок, вынуждены были продавать или менять рыбу за бесценок. Старики рассказывают, что меняли полую лодку судака на мешок бубликов. В денежном выражении один судак стоил одну копейку.
В 1923 году при создании кооператива рыбников объединили в товарищество. В 1925 году на базе рыбопромыслового пункта создается рыбозавод. Наркомат пищевой промышленности СССР обязал кооперативы 50 процентов улова сдавать этому рыбоперерабатывающему предприятию.
971504666
Штат рыбозавода к тому времени состоял из девяти человек. Были там засолочные ванны, небольшой лабаз, контора в комнате частного дома. Рыбу принимали на берегу моря на вес: по 15 копеек за килограмм частика и по 15 копеек – за кг судака. Рыбу пересыпали льдом и отправляли пароходом в Керчь. В 1926 году рыбоперерабатывающий пункт расширил свои производственные мощности, арендовав на берегу моря у гражданина Подыльцова дворовую площадь и построил там посолочные ванны и вешала для вяления рыбы. В следующем году была выделена значительная территория на берегу моря, где были построены: лабаз на три тонны рыбы, холодильник, первый на Азовском море, для заморозки и хранения трех тонн сухой и 14 тонн мокрой рыбы в сутки. Были подведены железнодорожные пути. Построен ледник на 200 тонн льда.

В 1932 году наркомат рыбной промышленности СССР распорядился передать все производственные сооружения рыбозаводу, оставив за кооперативами лишь добычу рыбы. У рыбозавода появились периферийные пункты и цеха: Бриньковский цех, цех № 5 в хуторе Морозовском, № 6 на Ачуевской косе, Садковский цех.
В середине 30-х годов в распоряжении рыбозавода было уже 30 плавучих единиц общей грузоподъемностью 800 тонн, своя корабельная мастерская, бондарно-ящичный цех. Были построены столовая, два общежития, детсад, клуб, летний кинотеатр.

В 1937 году рыбозавод уже обрабатывал 290 тонн рыбы. В предвоенные годы развернулось большое строительство: железнодорожная ветка, новый холодильник на три тысячи тонн рыбы. Но дальнейшим работам помешала война.
После изгнания оккупантов началось масштабное восстановление разрушенного завода. В 1946 году построено 800 квадратных метров плотов, вешала для вяленой рыбы на 551 тонну, один лабаз, коптилка производительностью полтонны в сутки.
В 1947 году построены две камеры для хранения икры ёмкостью две тонны. Произведён капитальный ремонт всех производственных объектов. В следующем году построены и введены в эксплуатацию: холодильник суточной производительностью 10 тонн и разовой ёмкостью хранения 120 тонн, плот со свайным шпунтом 800 квадратных метров.

В 1949 году смонтированы и установлены пять транспортёров для механической разгрузки рыбы в вагоны и три подъёмных поворотных крана. Восстановлено льдохранилище на 4000 центнера и достроено 200 квадратных метров плотов и причалов. Построен катер «Стрела».
В 1950 году построены вешала разовой ёмкостью 30 тонн, навес 500 квадратных метров, смонтировано 380 погонных метров ленточных транспортёров. Введён в эксплуатацию коптильный цех производительностью пять тонн рыбы в сутки, построен лабаз со стационарной посолкой ёмкостью 60 тонн. Получены две автомашины и один катер. Построена артезианская скважина в цехе №6.
В 1952 году построен маринадный цех, три мехлинии посола тюльки, цех помола ракушки, вешала на 60 тонн, две стационарных электростанции, смонтировано 70 метров ленточных транспортёров, получена рефрижераторная машина, смонтирована трансформаторная подстанция.

В 1953 году производительность холодильника увеличена до 200 центнеров в сутки, а ёмкость для хранения – на 300 тонн. В следующем году построен лабаз №1 с разовой посольной ёмкостью 400 тонн, склад готовой продукции, навес 600 квадратных метров, пять мехлиний посола тюльки.
В 1955 году к холодильному оборудованию подключен льдозавод производительностью 15 тонн в сутки.
В 1956 году смонтирована мехлиния морозки бычка, линия посола тюльки в Камышеватском цехе и вде линии посола тюльки в циркулирующих тузлуках с разовой стационарной посольной ёмкостью 300 тонн в цехе №6.
В 1957 году в районе посёлка Скуджи построен Черноморский цех. Закончено строительство консервного цеха производительностью 10 тысяч банок в смену, построены две холодильные камеры хранения разовой ёмкостью 100 тонн.

В 1958 году реконструирован консервный цех с увеличением производительности до 20 тысяч банок в смену. Введён в эксплуатацию энергопоезд мощностью 1200 кВт.
В 1960 году пущен в эксплуатацию жестянобаночный цех, а консервный переоборудован для выпуска консервов в жестяных банках. Пущен в эксплуатацию новый энергопоезд мощностью 2500 кВт.
В 1961 году построен и введён в эксплуатацию жиромоучной цех.
В 1962 году увеличена разовая ёмкость вешалого хозяйства на 100 тонн. Построен Керченский цех с двумя мехлиниями, плотом, подсобными и бытовыми помещениями.
В 1964 году смонтирован скороморозильный аппарат ГКА-2 производительностью 20 тонн в сутки, построен икорный цех. Организована поточная уборка консервов с применением электропогрузчиков.
В 1972 году сдан в эксплуатацию холодильник №1, предназначенный для единовременного хранения мороженой рыбы в количестве 2283 тонны.

В 1974 году произведена перепланировка консервного цеха, установлена линия выпуска натуральных консервов с добавлением масла.
В начале 1990 года управление завода заключило договор с датской фирмой «Карнитэкс» на покупку оборудования для технического процесса бездымного копчения с выпуском продукции в термоусадочной плёнке. Линия была установлена в цехе копчения крупных пород рыб. В качестве сырья использовались осетровые породы и толстолобик.
1 октября 1990 года произошла реорганизация колхоза имени Чапаева, находящегося в хуторе Садки и его слияние с рыбозаводом.

Кадры решают всё
Бурное развитие рыбозавода не могло идти само по себе. Начиная с первых пятилеток наш рыбозавод превратился в кузницу кадров не только для этого предприятия, но и для всей рыбной отрасли Союза.
Председатель союза «Рыбакколхоз» Александр Акимович Ишков становится министром рыбной промышленности. Его заместитель Константин Ефремович Бабаян становится заместителем министра. Наши первые директора завода Песков, Осипенко были востребованы в развитии других рыбозаводов в Темрюке, Адлере, Новороссийске. Наши бухгалтеры также были востребованы в Новороссийске и Краснодаре.
Наши капитаны, механики, матросы, мастера, засольщики были востребованы для организации рыбных предприятий Калининграда. Куда бы ни пошёл наш человек, он всегда встречался с выходцами из Ахтарского рыбозавода – во Владивостоке, Петропавловске, Севастополе.
Наш рыбозавод гордился и рядовыми кадрами. Династия Л.С. Петренко – отец и шестеро детей: Виктор, Леонид, Анатолий, Валентина, Лариса и Галина. Юрий и Валентина Маликовы – наши коренные кадры.
Какие люди работали у нас! Водный транспорт: В.Ф. Мочалов, В.И. Косачёв, Д.А. Пивоваров, Н.Л. Петренко, А.Н. Самойленко, В.К. Фесенко, Н.Г. Червяков, В.Е. Кошаман.

У нас была лучшая технологическая группа: В. Маликов, А.И. Ильина, Р.А. Киселёва, Л.Л. Кирсанова, Л.К. Ерёменко. Инженеры и механики: А.В. Василенко, В.В. Кожухов, И. Коваленко.
А наши главные инженеры! Я.А. Иванов, А.П. Рыжков, Е.С. Лядская.
Слесари: Н.Т. Белименко, И.И. Белецкий, Б. Мулява, А.П. Ерёменко.
Директором стал Александр Александрович Осипенко, главным инженером – А.А. Рыжков.
От людей зависело очень многое. Например, при самом инициативном инженере, А.П. Рыжкове, построены санблок, склад, клуб, коптильный цех.
Замечательными мастерами по переработке рыбы были А.Г. Шинкаренко, М.М. Шевякова, В.Е. Кононенко, Е.Т. Ливадняя, А.М. Сотников, Е.Н. Никитенко, Н.Ф. Косьяненко, И.М. Радченко.
Во время Перестройки А.А. Осипенко сумел сохранить завод. Он объединил его с рыбколхозом имени Чапаева. При нём социальная часть удерживала на заводе лучшие кадры.
На заводе была самая высокая зарплата среди предприятий района, детский сад – один из лучших в районе, столовая с самыми низкими ценами. Трудовой отпуск оплачивался с учётом всех переработок. Удерживался тысячный коллектив работников, в эксплуатацию был введён стоквартирный жилой дом.

Родина не забывала наших людей. Каждую пятилетку они получали награды – ордена и медали: Н.Т. Белименко, В.В. Батечко, В.Г. Макаренко, Л.Н. Кульченко, А.Н. Самойленко, К.Т. Баль и многие другие.
Особую роль в истории рыбозавода хочется отвести консервному цеху.
До 1957 года при наличии довольно большого количества (до 40 единиц) приёмного флота моряки принимали в открытом море добытую рыбаками рыбу и доставляли её к причалам рыбозавода. В то время в нашей бухте не было заграждения. При штормовой погоде выгрузка рыбы была невозможна, и суда с трюмами, полными рыбы, выходили на рейд, ожидая улучшения погоды.
Рыба портилась, и тогда возникла необходимость не выгруженную рыбу доставлять на Должанскую косу сдавать в утиль.

В 1956 году на собрании коллектива выступил директор Е.И. Ралка и сообщил: «Товарищи, мы с вами сэкономим один миллион рублей. Давайте начнём строительство консервного цеха». Коллектив согласился, хотя этот миллион можно было определить на премии и «тринадцатую зарплату». Строили здание, а оборудование устанавливали собственными силами. Рабочие стройцеха клали стены, мехцеха – устанавливали механизмы. Флот дал моряков – из 300 штатных единиц сто человек оставались на берегу на один месяц, потом менялись. И уже к 1957 году консервный цех был построен.
Параллельно моряки забивали сваи и создавали свою бухту. И штормы перестали мешать нам. Консервный цех перерабатывал всю доставленную рыбу. В основном это были бычок, тарань и судак.
Но что значат механизмы без людей? Рабочие консервного цеха сами учились, учили молодых, и с каждым годом увеличивался выпуск консервов, а качество их улучшалось.
Материал предоставлен бывшим председателем профкома рыбозавода Ольгой Кранидовной Сидоровой.

406 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Комментарии закрыты